В микрорайоне Солнечный продолжается противостояние застройщика и местных жителей. Камнем преткновения, на котором разошлись интересы строителей и граждан, стал вопрос о парковке. Жители микрорайона эконом-класса, расположенного вдали от центра города, хотят парковать свои автомобили бесплатно на улицах и прилагающей к домам территории. Застройщик продвигает идею о необходимости приобретения мест в платных паркингах. Противостояние длится уже более полугода, и пока сложно сказать, кто выйдет из него победителем.
Напомним, что впервые ситуация попала в поле зрения наблюдателей зимой этого года, когда жители микрорайона
лишились привычного места парковки своего автотранспорта. Администрацией Екатеринбурга было принято решение об установке на улице Чемпионов дорожных знаков «Остановка запрещена» с табличками «Работает эвакуатор». Интересно отметить, что в качестве причины запрета парковки администрация назвала «просьбы граждан».
Дальнейшие события в районе показали, какие именно «граждане» обратились с этой просьбой и смогли ее пролоббировать. Ведь уже на следующей неделе после запрета парковки на улице Чемпионов девелопер Солнечного — компания «Форум-Групп» — запустил на сайте проекта опрос «для улучшения текущей ситуации с паркованием».
«Как вы знаете, в «Солнечном» планируется строительство многоуровневой парковки — Этажерки. Уже сейчас вы можете забронировать место на будущем паркинге, чтобы вам досталось лучшее расположение. Предзаказ происходит бесплатно, зато при старте продаж мы свяжемся с вами в первую очередь», — говорится в сообщении, распространенном от имени девелопера.
Стремление девелопера таким кардинальным образом простимулировать жителей Солнечного приобретать места в паркинге вполне понятно. Ведь иные методы убеждения вряд ли окажут воздействие на покупателей жилья эконом-класса в отдаленном районе, для которых одним из основных критериев при выборе квартиры была именно низкая цена. Учитывая, что стоимость парковочного места сопоставима со стоимостью квартиры и зачастую оказывается больше стоимости подержанного автомобиля, сложно предположить, что жители Солнечного будут приобретать их массово и добровольно.
Как показала практика, маркетингово-административный эксперимент успехом не увенчался: жители района продолжили парковаться на улицах, несмотря на запрещающие знаки. Не смогли переломить эту тенденцию и новые артефакты,
наглядно демонстрирующие перипетии «парковочного противостояния»: дорогие автомобили, стоящие на деревянных брусочках со снятыми колесами.
Сложно сказать, являются ли подобные автомобили своеобразным продолжением рекламной кампании девелопера — наглядной демонстрацией всех рисков парковки в неположенном месте и преимуществ охраняемого паркинга. Но их мотивационный эффект также оказался недостаточным.
Следующий шаг в борьбе тоже оказался административным: «Форум-групп»
обнародовала планы по изменению схемы движения у домов, где проезды ведут к социально-образовательному кластеру — школе № 215, детскому саду «Солнечный луч», ледовой арене «Авто» и спортивному стадиону. Само собой, все было сделано ради безопасности детей. Другой причиной изменения принципов организации парковки стало стремление обеспечить всем жильцам равный доступ к подъездам, чтобы разгружать автомобили. Но жители микрорайона не без оснований предполагали, что меры приведут к очередному ограничению возможностей бесплатно припарковать машину.
После этого застройщик вновь
перешел к методам убеждения, для чего применил «тяжелую артиллерию» — блогера-урбаниста Илью Варламова. В своем очередном ролике, посвященном Екатеринбургу, примерно треть хронометража он посвятил Солнечному. Причем если в основном столицу Среднего Урала блогер ругает, то новому кварталу, расположенному далеко от центра города, буквально поет дифирамбы.
Можно, конечно, предположить, что, устав гулять по неустроенному центру, блогер неведомым образом преодолел 7 километров плотной городской застройки, которым не уделил ни минуты времени в своем ролике, и совершенно случайно оказался в Солнечном. И микрорайон так покорил Варламова (тем более что здесь действительно есть на что поглядеть, с архитектурной и планировочной точки зрения в нем применено много интересных решений), что он решил именно ему посвятить значительную часть своего ролика о Екатеринбурге. Впрочем, можно предположить, что этот интерес имел и другие причины.
Это тем более вероятно, если учесть, что значительную часть своего рассказа про Солнечный Варламов посвятил ужасам бесплатной парковки. По словам блогера, именно возможность оставить свой автомобиль возле дома, не заплатив за это деньги, наносит непоправимый ущерб микрорайону. Введение платы заставило бы людей более ответственно относиться к территории, где они проживают, и покупать места в паркингах. Не исключено, что именно эта фраза ключевая для всего ролика про Екатеринбург.
Между тем автомобилей в районе в ближайшее время станет только больше. Способствовать этому должно улучшение транспортной доступности Солнечного. Так, согласно планам администрации города, скоро микрорайон и Вторчермет свяжет новая транспортная магистраль. Возле улицы второй Новосибирской, на участке от Умельцев до Газетной, развернулись масштабные дорожные работы, которые должны быть завершены к 28 сентября. Еще большим по своему масштабу станет первый этап проекта по реконструкции улиц 2-й Новосибирской (от улицы Газетной) и Лучистой. Его реализация начнется уже в этом месяце.
Итогом крупного проекта должно стать расширение существующей проезжей части улицы Лучистой до трех полос в сторону жилого района Солнечного. Через разделительную полосу будет построена двухполосная проезжая часть по направлению в центр города. Кроме того, планируется увеличить ширину моста через реку Патрушиху с двух до четырех полос и расширить перекрестки Лучистой с улицами Счастливая и Чемпионов. Общая протяженность реконструируемого участка составит 1 тысячу 100 метров, а завершить выполнение работ предполагается до конца 2024 года.
Все это значительно повысит транспортную доступность Солнечного, увеличит число жителей и автомобилей. Но вопрос с их парковкой останется подвешенным в воздухе. Ведь простимулировать горожан, купивших недорогое жилье в ипотеку и часто имеющих еще и кредитный автомобиль, потратить несколько сотен тысяч рублей на приобретение места в паркинге — очень и очень сложная, возможно, даже не решаемая в принципе задача. И если застройщик микрорайона продолжит свою политику, то это приведет к новому витку противостояния с жителями. В результате строящиеся сейчас дороги в ближайшем будущем тоже могут превратиться в места нелегальной парковки.