ОАО «Владивосток Авиа» подозревается в злоупотреблении доминирующим положением на маршрутах из Японии
УрБК, Москва, 08.04.2011. Приморское УФАС РФ начало внеплановую проверку ОАО «Владивосток Авиа» по поводу высоких цен на билеты по рейсам из Японии (Токио, Ниигата) в Россию (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск) после сокрушительного землетрясения и цунами в островном государстве.
На настоящий момент проверка не закончена, вместе с тем Приморское УФАС России доводит до сведения предварительные выводы.
Напомним, в управление поступили обращения граждан в связи с высокой стоимостью билетов ОАО «Владивосток Авиа» по направлениям Токио — Владивосток, Токио — Хабаровск, Ниигата — Владивосток в период с 13 по 21 марта 2011 г. (после цунами 12 марта 2011 г.) в сравнении с ранее применяемыми ценами. В частности, наибольшее количество обращений граждан было связано с ценой билета 109 300 иен без сборов (более 36,5 тыс. рублей) по направлению Токио (Нарита) — Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011 г.
По мнению Приморского УФАС, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по реализации авиабилетов в период 13–21 марта 2011 г. по направлению Япония — Россия признаки нарушения антимонопольного законодательства в части применения повышенных тарифов не установлены.
«Проверка показала, что все проданные в период 13–21 марта 2011 г. билеты были реализованы по тарифам, установленным приказом ОАО «Владивосток Авиа», либо по тарифам заказчика чартера. Какого-либо превышения установленных тарифов со стороны ОАО «Владивосток Авиа» специалисты УФАС не выявили. Цена билета 109 300 иен (более 36,5 тыс. рублей) по направлению Токио (Нарита) — Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011 г., на которую пожаловались заявители, была обусловлена тем, что заявители приобретали билеты менее чем за 3 дня до вылета. Таким образом, описанная заявителями разница в ценах была вызвана в том числе тем, что граждане приобретали билеты более чем за 3 дня до вылета, а также через заказчика (Japan Air Travel Marketing Co. Ltd) и его агентов по ценам ниже, чем установило ОАО «Владивосток Авиа», — отмечают в УФАС.
Вместе с тем управление получило сведения о том, что ОАО «Владивосток Авиа» может занимать доминирующее положение на рынке осуществления перевозок воздушным транспортом по направлениям Япония (Токио, Ниигата) — Россия (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск). При этом, согласно имеющимся сведениям о тарифах иных авиакомпаний, тарифы ОАО «Владивосток Авиа» являются одними из самых высоких и сравнимы с тарифами на авиаперевозку по направлениям Токио — Москва, Токио — Санкт-Петербург.
Таким образом, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по установлению тарифов по направлению Япония — Россия могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства, запрещающего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, устанавливать и/или поддерживать монопольно высокую цену товара.
Приморское УФАС России намерено продлить срок проверки ОАО «Владивосток Авиа» на 1 месяц, в течение которого совместно с Приморской транспортной прокуратурой изучит состояние рынка соответствующих перевозок, установит на нем размер доли ОАО «Владивосток Авиа», а также исследует составляющие (расходы и прибыль) тарифа на авиаперевозки в японском направлении.
ФАС России направила информационные запросы в ряд крупнейших авиакомпаний, а также Росавиацию и Министерство транспорта РФ о порядке передачи блоков мест на регулярных рейсах туроператорам. Кроме того, антимонопольное ведомство собирается изучить данные о возможном изменении цен в период с 13 по 21 марта 2011 г. по направлению Дальний Восток — европейская часть России.