УрБК, Москва, 08.04.2011. Приморское УФАС РФ начало внеплановую проверку ОАО «Владивосток Авиа» по поводу высоких цен на билеты по рейсам из Японии (Токио, Ниигата) в Россию (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск) после сокрушительного землетрясения и цунами в островном государстве.
На настоящий момент проверка не закончена, вместе с тем Приморское УФАС России доводит до сведения предварительные выводы.
Напомним, в управление поступили обращения граждан в связи с высокой стоимостью билетов ОАО «Владивосток Авиа» по направлениям Токио — Владивосток, Токио — Хабаровск, Ниигата — Владивосток в период с 13 по 21 марта 2011 г. (после цунами 12 марта 2011 г.) в сравнении с ранее применяемыми ценами. В частности, наибольшее количество обращений граждан было связано с ценой билета 109 300 иен без сборов (более 36,5 тыс. рублей) по направлению Токио (Нарита) — Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011 г.
По мнению Приморского УФАС, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по реализации авиабилетов в период 13–21 марта 2011 г. по направлению Япония — Россия признаки нарушения антимонопольного законодательства в части применения повышенных тарифов не установлены.
«Проверка показала, что все проданные в период 13–21 марта 2011 г. билеты были реализованы по тарифам, установленным приказом ОАО «Владивосток Авиа», либо по тарифам заказчика чартера. Какого-либо превышения установленных тарифов со стороны ОАО «Владивосток Авиа» специалисты УФАС не выявили. Цена билета 109 300 иен (более 36,5 тыс. рублей) по направлению Токио (Нарита) — Владивосток (Кневичи) с датой вылета 13.03.2011 г., на которую пожаловались заявители, была обусловлена тем, что заявители приобретали билеты менее чем за 3 дня до вылета. Таким образом, описанная заявителями разница в ценах была вызвана в том числе тем, что граждане приобретали билеты более чем за 3 дня до вылета, а также через заказчика (Japan Air Travel Marketing Co. Ltd) и его агентов по ценам ниже, чем установило ОАО «Владивосток Авиа», — отмечают в УФАС.
Вместе с тем управление получило сведения о том, что ОАО «Владивосток Авиа» может занимать доминирующее положение на рынке осуществления перевозок воздушным транспортом по направлениям Япония (Токио, Ниигата) — Россия (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск). При этом, согласно имеющимся сведениям о тарифах иных авиакомпаний, тарифы ОАО «Владивосток Авиа» являются одними из самых высоких и сравнимы с тарифами на авиаперевозку по направлениям Токио — Москва, Токио — Санкт-Петербург.
Таким образом, в действиях ОАО «Владивосток Авиа» по установлению тарифов по направлению Япония — Россия могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства, запрещающего хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, устанавливать и/или поддерживать монопольно высокую цену товара.
Приморское УФАС России намерено продлить срок проверки ОАО «Владивосток Авиа» на 1 месяц, в течение которого совместно с Приморской транспортной прокуратурой изучит состояние рынка соответствующих перевозок, установит на нем размер доли ОАО «Владивосток Авиа», а также исследует составляющие (расходы и прибыль) тарифа на авиаперевозки в японском направлении.
ФАС России направила информационные запросы в ряд крупнейших авиакомпаний, а также Росавиацию и Министерство транспорта РФ о порядке передачи блоков мест на регулярных рейсах туроператорам. Кроме того, антимонопольное ведомство собирается изучить данные о возможном изменении цен в период с 13 по 21 марта 2011 г. по направлению Дальний Восток — европейская часть России.