Обзор прессы
24.01.2011

«РБК daily», Милана Челпанова и Даниил Шабашов: РЖД согласны на рост тарифов в 2011 году на 11,7%

Позиции Минэкономразвития (МЭР) и «Российских железных дорог» (РЖД) в вопросе о темпах роста тарифов на грузоперевозки в 2012 году сблизились. Ранее МЭР раскритиковало предложение монополии повысить в следующем году тарифы на 23% за счет включения инвестиционной составляющей. В ответ РЖД готовы снизить аппетиты, соглашаясь на рост тарифов на 11,7%, но просят правительство компенсировать недополученные доходы субсидиями, к примеру за счет выпуска инфраструктурных облигаций на 80 млрд руб.

Правительство в начале декабря 2010 года утвердило рост тарифов на грузоперевозки в 2011 году на 8%, но оставило открытым вопрос о 2012—2013 годах. МЭР назвало предлагаемый РЖД на будущий год рост тарифа на 23% недопустимым и согласилось утвердить индексацию тарифа на 2012 год только на 7,4%. Согласовать позиции должна специально созданная комиссия во главе с вице-премь­ером Сергеем Ивановым.

В минувшую пятницу прошло первое заседание комиссии во главе с Сергеем Ивановым, на которой обсуждалась инве­стиционная программа и финансовый план РЖД на 2012—2013 годы. Как оказалось, РЖД готовы к смягчению своей позиции. Монополия предложила проиндексировать на 11,7%, рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией. «Индексация тарифа на 7,4%, как предлагает МЭР, недостаточна, чтобы покрыть даже операционные расходы», — говорит он. Если правительство одобрит вариант МЭР, говорил ранее глава РЖД Владимир Якунин, то компании придется пойти на сокращение 42 тыс. человек (около 5% сотрудников), а также снизить закупки локомотивов на 30%. При этом в РЖД добавляют, что в 2012 году резко сократятся доходы от продажи «дочек», которые «выручат» компанию в текущем году.

Между тем МЭР недовольно не столько самой цифрой 23%, сколько методикой расчета индексации тарифов РЖД, которая, по мнению ведомства, не стимулирует монополию к повышению эффективности затрат. «Индексация на 11,7% — терпимый уровень повышения тарифов. И для независимых операторов это на руку», — считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов.

Компенсировать недополученную разницу в случае роста тарифа на 11,7% РЖД предлагают за счет выделения субсидий в размере 80 млрд руб., в том числе за счет выпуска государством инфраструктурных облигаций. «Государству проще привлечь средства под более низкий процент, — отмечает источник в РЖД. — Сократится срок окупаемости, он может составить десять лет против 20—30 лет при размещении бумаг самой компанией и т.д.».

Идея финансирования строи­тельства крупных инфраструктурных проектов за счет выпуска облигаций, гарантированных правительством, была популярна в начале кризиса. Воспользовались ею и РЖД, в частности разместив под 15% годовых в марте 2009 года пятилетние бумаги на 15 млрд руб. Но сейчас они торгуются уже на уровне 7,2% годовых к погашению, а более поздние выпуски и того меньше. Константин Юминов отмечает, что ситуация благоприятствует размещению облигаций — рынки восстанавливаются, ставки, тем более для гособлигаций, должны быть низкими. К примеру, заем «Россия-30» торгуется на уровне 4,8% годовых.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
07.12.2011 В 2012 году RAB-тариф ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» вырастет на 26,4%

УрБК, Москва, 07.12.2011. Федеральная служба по тарифам РФ утвердила рост RAB-тарифа ОАО «Федеральная сетевая компания ...

13.09.2011 Правительство РФ планирует повысить тарифы на газ, электроэнергию и тепло после выборов президента страны

УрБК, Москва, 13.09.2011. Правительство РФ предлагает проиндексировать тарифы на газ в 2012 году не более чем на 15%, а ...

01.12.2010 В 2012 году тарифы ОАО «РЖД» могут увеличиться на 23%

УрБК, Москва, 01.12.2010. В 2012 году рост тарифов ОАО «РЖД» может составить 23%. При плановом росте на 7,4% ОАО ...

13.07.2009 «Коммерсантъ» и Алексей Екимовский: «Российским железным дорогам позволят подорожать»

Тарифы на грузоперевозки в 2010 году вырастут на 9,4% Правительство пошло на компромисс по индексации грузовых ...

27.05.2009 «Ведомости» и Глеб Столяров: «Тарифы или деньги»

Чтобы быть безубыточной в 2009 г., РЖД просит у государства 29,6 млрд руб. или повышения тарифа на 7,6% Чтобы выйти на ...