Дата: 24.01.2011

«РБК daily», Милана Челпанова и Даниил Шабашов: РЖД согласны на рост тарифов в 2011 году на 11,7%

Позиции Минэкономразвития (МЭР) и «Российских железных дорог» (РЖД) в вопросе о темпах роста тарифов на грузоперевозки в 2012 году сблизились. Ранее МЭР раскритиковало предложение монополии повысить в следующем году тарифы на 23% за счет включения инвестиционной составляющей. В ответ РЖД готовы снизить аппетиты, соглашаясь на рост тарифов на 11,7%, но просят правительство компенсировать недополученные доходы субсидиями, к примеру за счет выпуска инфраструктурных облигаций на 80 млрд руб.

Правительство в начале декабря 2010 года утвердило рост тарифов на грузоперевозки в 2011 году на 8%, но оставило открытым вопрос о 2012—2013 годах. МЭР назвало предлагаемый РЖД на будущий год рост тарифа на 23% недопустимым и согласилось утвердить индексацию тарифа на 2012 год только на 7,4%. Согласовать позиции должна специально созданная комиссия во главе с вице-премь­ером Сергеем Ивановым.

В минувшую пятницу прошло первое заседание комиссии во главе с Сергеем Ивановым, на которой обсуждалась инве­стиционная программа и финансовый план РЖД на 2012—2013 годы. Как оказалось, РЖД готовы к смягчению своей позиции. Монополия предложила проиндексировать на 11,7%, рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией. «Индексация тарифа на 7,4%, как предлагает МЭР, недостаточна, чтобы покрыть даже операционные расходы», — говорит он. Если правительство одобрит вариант МЭР, говорил ранее глава РЖД Владимир Якунин, то компании придется пойти на сокращение 42 тыс. человек (около 5% сотрудников), а также снизить закупки локомотивов на 30%. При этом в РЖД добавляют, что в 2012 году резко сократятся доходы от продажи «дочек», которые «выручат» компанию в текущем году.

Между тем МЭР недовольно не столько самой цифрой 23%, сколько методикой расчета индексации тарифов РЖД, которая, по мнению ведомства, не стимулирует монополию к повышению эффективности затрат. «Индексация на 11,7% — терпимый уровень повышения тарифов. И для независимых операторов это на руку», — считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов.

Компенсировать недополученную разницу в случае роста тарифа на 11,7% РЖД предлагают за счет выделения субсидий в размере 80 млрд руб., в том числе за счет выпуска государством инфраструктурных облигаций. «Государству проще привлечь средства под более низкий процент, — отмечает источник в РЖД. — Сократится срок окупаемости, он может составить десять лет против 20—30 лет при размещении бумаг самой компанией и т.д.».

Идея финансирования строи­тельства крупных инфраструктурных проектов за счет выпуска облигаций, гарантированных правительством, была популярна в начале кризиса. Воспользовались ею и РЖД, в частности разместив под 15% годовых в марте 2009 года пятилетние бумаги на 15 млрд руб. Но сейчас они торгуются уже на уровне 7,2% годовых к погашению, а более поздние выпуски и того меньше. Константин Юминов отмечает, что ситуация благоприятствует размещению облигаций — рынки восстанавливаются, ставки, тем более для гособлигаций, должны быть низкими. К примеру, заем «Россия-30» торгуется на уровне 4,8% годовых.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать