Свердловским УФАС России в результате проверки деятельности торговых сетей обнаружен ряд нарушений закона о торговле
УрБК, Екатеринбург, 07.07.2010. Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы России на основании поручений Президента РФ, председателя Правительства РФ, ФАС России провело выборочные проверки торговых сетей, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области. В ходе проведения проверок оценивалась сложившаяся договорная практика между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров за период с 2008 года по первый квартал 2010 года, сообщает пресс-служба ведомства.
Анализ договорной практики между торговыми сетями и поставщиками указанных товаров показал, что только в единичных случаях торговые сети заключили с поставщиками договоры поставки, условия которых соответствуют положениям закона о торговле. В большинстве случаев действуют договоры, заключенные до вступления в силу закона о торговле. Управление, проанализировав данные договоры, установило, что в них содержатся условия, противоречащие положениям этого закона.
Так, договоры поставки включают в себя обязанность поставщиков выплачивать в пользу торговых сетей премии за достигнутый объем закупок товаров, превышающий допустимый законом о торговле размер (10% от цены приобретенных продовольственных товаров), в чем усматриваются признаки нарушения ч. 4 ст. 9 указанного закона. Данный вид премии также установлен для поставщиков социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ, в чем усматриваются признаки нарушения ч. 5 ст. 9 закона о торговле.
На практике сохраняется включение торговыми сетями в договор поставки либо в его приложения условий, направленных на рекламирование продовольственных товаров, что запрещено ч. 12 ст. 9 закона о торговле.
На указанные выше виды выплат поставщиков в пользу торговых сетей приходится основная доля. В целом же объем выплат со стороны поставщиков в пользу торговых сетей составляет от 0 до 83% от объема поставленных продовольственных товаров.
Более того, Свердловским УФАС России в ходе проведения проверок торговых сетей выявлено, что сроки оплаты продовольственных товаров, как договорные, так и фактические, превышают сроки оплаты, установленные в ч. 7 ст. 9 закона. Например, наибольшее превышение фактических сроков оплаты над договорными наблюдается при поставке хлебобулочных изделий (до 109 дней), товаров группы «бакалея» (до 68 дней) и кондитерских изделий (до 92 дней).
Управлением по результатам проведенных проверок сделан вывод, что включение торговыми сетями в договор поставки и приложения к нему не соответствующих закону условий создает дискриминационные условия для деятельности поставщиков, в чем усматриваются признаки нарушения ст. 13 закона о торговле.
О наличии дискриминационных условий со стороны торговых сетей сообщается также поставщиками в ответах на запросы Свердловского УФАС России. Поставщики указывают, что отсутствует свобода договора между ними и торговыми сетями и возможность отклонять невыгодные для них условия договоров поставки.
По результатам проведенных проверок торговым сетям выданы рекомендации по устранению выявленных признаков нарушений закона о торговле, срок исполнения которых определен в соответствии с ч. 2 ст. 22 указанного закона до 1 августа 2010 года.
Свердловское УФАС России продолжит проведение проверок торговых сетей на предмет соблюдения требований закона о торговле.