УрБК, Екатеринбург, 07.07.2010. Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы России на основании поручений Президента РФ, председателя Правительства РФ, ФАС России провело выборочные проверки торговых сетей, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области. В ходе проведения проверок оценивалась сложившаяся договорная практика между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров за период с 2008 года по первый квартал 2010 года, сообщает пресс-служба ведомства.
Анализ договорной практики между торговыми сетями и поставщиками указанных товаров показал, что только в единичных случаях торговые сети заключили с поставщиками договоры поставки, условия которых соответствуют положениям закона о торговле. В большинстве случаев действуют договоры, заключенные до вступления в силу закона о торговле. Управление, проанализировав данные договоры, установило, что в них содержатся условия, противоречащие положениям этого закона.
Так, договоры поставки включают в себя обязанность поставщиков выплачивать в пользу торговых сетей премии за достигнутый объем закупок товаров, превышающий допустимый законом о торговле размер (10% от цены приобретенных продовольственных товаров), в чем усматриваются признаки нарушения ч. 4 ст. 9 указанного закона. Данный вид премии также установлен для поставщиков социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ, в чем усматриваются признаки нарушения ч. 5 ст. 9 закона о торговле.
На практике сохраняется включение торговыми сетями в договор поставки либо в его приложения условий, направленных на рекламирование продовольственных товаров, что запрещено ч. 12 ст. 9 закона о торговле.
На указанные выше виды выплат поставщиков в пользу торговых сетей приходится основная доля. В целом же объем выплат со стороны поставщиков в пользу торговых сетей составляет от 0 до 83% от объема поставленных продовольственных товаров.
Более того, Свердловским УФАС России в ходе проведения проверок торговых сетей выявлено, что сроки оплаты продовольственных товаров, как договорные, так и фактические, превышают сроки оплаты, установленные в ч. 7 ст. 9 закона. Например, наибольшее превышение фактических сроков оплаты над договорными наблюдается при поставке хлебобулочных изделий (до 109 дней), товаров группы «бакалея» (до 68 дней) и кондитерских изделий (до 92 дней).
Управлением по результатам проведенных проверок сделан вывод, что включение торговыми сетями в договор поставки и приложения к нему не соответствующих закону условий создает дискриминационные условия для деятельности поставщиков, в чем усматриваются признаки нарушения ст. 13 закона о торговле.
О наличии дискриминационных условий со стороны торговых сетей сообщается также поставщиками в ответах на запросы Свердловского УФАС России. Поставщики указывают, что отсутствует свобода договора между ними и торговыми сетями и возможность отклонять невыгодные для них условия договоров поставки.
По результатам проведенных проверок торговым сетям выданы рекомендации по устранению выявленных признаков нарушений закона о торговле, срок исполнения которых определен в соответствии с ч. 2 ст. 22 указанного закона до 1 августа 2010 года.
Свердловское УФАС России продолжит проведение проверок торговых сетей на предмет соблюдения требований закона о торговле.