Екатеринбургский музей ИЗО (ЕМИИ) подготовил познавательно-развлекательную программу для жителей и гостей города на ближайшие выходные. Мероприятия состоятся на всех четырех площадках: в корпусе отечественного искусства на улице Воеводина, 5, в культурном центре «Эрмитаж-Урал» на улице Вайнера, 11, в Музее наивного искусства на улице Розы Люксембург, 18, и в Центре истории камнерезного дела на улице Пушкина, 5.
Наивные женщиныВ субботу и воскресенье в 13.00 в музее Наивного искусства пройдут открытые экскурсии по выставке
«Люсизм», посвященной работам современной художницы Люси Вороновой, работающей в стиле примитивизма. Экскурсии проведут научный сотрудник отдела наивного искусства ЕМИИ, куратор выставки Яна Таушканова и исполняющая обязанности заведующей Музея наива Елена Тимошенко.
Ценителям наивного искусства расскажут об особенностях творчества Люси Вороновой, его разнообразных гранях, которые предстают на полотнах охапками прекрасных цветов, вкусными фруктами и счастливыми людьми.
«В упрощенных визуальных формах живописи Люси Вороновой, нарочитой декоративности и ярком колорите, состоящем из цветовых пятен, сплавляются образность народных промыслов, наскальной живописи, икон и авангарда», — говорится в анонсе выставки.
Кроме этого, в рамках ретроспективной выставки Люси Вороновой 8 декабря в 15.00 в Музее наивного искусства пройдет второе мероприятие из цикла «Художницы наива». Напомним, проект посвящен женскому наивному искусству, аутсайдер-арту и примитивизму в разных странах мира. В его рамках ценители наивного искусства будут исследовать творчество выдающихся женщин-художниц.
Воскресная лекция получила название «Радостный мир Моди». Яна Таушканова расскажет слушателям о канадской художнице Мод Льюис. Ее самобытное творчество — это удивительный и счастливый мир. Моди украшала радостными рисунками не только свои рукотворные открытки и небольшие деревянные дощечки, которые продавала за несколько долларов, но и стены собственного дома, который после смерти художницы стал музейным арт-объектом.
День рождения камнерезовВ субботу 7 декабря Центр истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского отметит третий день рождения. За прошедшее время посетителями Центра стали тысячи жителей России и зарубежья. По этому случаю в течение дня посетителей Центра ждут лекция, открытая экскурсия с мастер-классом и розыгрыши изданий, посвященных камнерезному искусству.
Лекция начнется в 13.00 и будет посвящена истории одного из самых известных в ХХ веке предприятий в камнерезном деле — свердловского завода «Русские самоцветы». 80-летняя история завода включает периоды расцвета и участия предприятия в масштабных союзных проектах, и годы упадка производства во время Великой Отечественной войны, сменившиеся новым взлетом художественной промышленности в послевоенные десятилетия.
«На лекции поговорим об истории бывшей императорской фабрики в советские годы, о произведениях и изменении ассортиментной политики, о Свердловском художественно-ремесленном училище № 42 как базе подготовки профессиональных кадров, об участии завода в фантастических проектах и роли цветного камня в конструировании советских мифов и, конечно, о главных мастерах и художниках завода», — сообщает в анонсе мероприятия автор лекции, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ Сергей Винокуров.
В завершение лекции среди слушателей будет разыграна недавно опубликованная книга Сергея Винокурова и Людмилы Будриной «Мастерская — артель — завод. Камнерезное искусство Среднего Урала первой половины XX века».
В 16.00 начнется открытая экскурсия, на которой пойдет речь об основных этапах развития камнерезного искусства на Урале, месторождениях самых уральских камней, основных жанрах и техниках работы, а также жизни и творчестве художника Алексея Денисова-Уральского. В завершение встречи будет разыграна книга Людмилы Будриной «Малахитовая дипломатия». Экскурсию по центру проведет также Сергей Винокуров.
Звуки и краски УралаВ культурном центре «Эрмитаж-Урал» 7 декабря в 14.00 начнется концерт произведений отечественных композиторов XIX и XX веков. Музыкальное мероприятие пройдет в рамках выставки «Туржанские: диалог поколений», которая открылась здесь на прошлой неделе. Поскольку наследие Туржанских тесно связано с Уралом, в рамках концерта будут исполнены произведения и уральских композиторов.
«Подобно тому, как выставка объединяет мастеров одной династии, развивавшейся на протяжении целого столетия, концерт знакомит с вековой русской музыкальной традицией. Голоса флейты, домры, гобоя, балалайки, скрипки и фортепиано подобно широким свободным мазкам Леонарда Туржанского смогут передать дыхание жизни: живописные пласты последнего снега, сохранившиеся в тени заборов, пашню с первой зеленью, свежесть весеннего утра, летний зной или порывы холодного осеннего ветра», — говорится в анонсе мероприятия.
В концерте примут участие лауреаты всероссийских и международных конкурсов, преподаватели и учащиеся Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (УГК) и Уральского музыкального колледжа, приглашенные артисты музыкальных коллективов Екатеринбурга: профессор Елена Лукьянова, профессор УГК Людмила Кондратьева, доцент УГК Юлия Ткаленко. Для слушателей прозвучат инструментальные и вокальные сочинения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Цезаря Кюи, Георгия Свиридова, Рейнгольда Глиэра, Александра Гречанинова, Маргариты Кесаревой, Сергея Сиротина, Максима Баска, Александра Шалова, Александра Цыганкова, Владимира Гольца.
Книжный фотоклубВ рамках событийной программы к выставке
«Кнопка и модернизм» в ЕМИИ начнет работу книжный клуб, посвященный искусству фотографии. На первой встрече, которая состоится 7 декабря в 17.00 в корпусе отечественного искусства, куратор выставки, научный сотрудник сектора зарубежного искусства ЕМИИ Влада Лаптева предложит участникам обсудить два текста: эссе Сьюзен Сонтаг «В Платоновой пещере» и эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».
Среди прочего слушатели смогут выяснить, так ли плохо понятие массовости? Может ли современный зритель «подлинно» воспринять предмет искусства, созданный в прошлом? И почему тяжелые события, запечатленные на фото, могут воздействовать на зрителя сильнее, чем реальные?