В Екатеринбургском музее ИЗО (ЕМИИ) 2 ноября откроется выставка работ Андрея Чежина. Фотопроект «Кнопка и модернизм» продолжит традицию сотрудничества ЕМИИ и московского Центра визуальной культуры Beton. Новая экспозиция познакомит зрителей с концептуальным проектом петербургского фотографа и художника Андрея Чежина.
«Мы открываем прекрасный проект нашего выдающегося современника Андрея Чежина. Это мастер, звезда первой величины для отечественной фотографии. Его хорошо знают и на международной сцене, и в России», — отметила заместитель директора по выставкам и развитию ЕМИИ Екатерина Корнеева.
Она напомнила, что Андрей Чежин — российский фотограф, практикующий с 1982 года, член Союза фотохудожников России и Международной федерации художников (IFA), один из создателей галереи «ФОТОimage» в Культурном центре «Пушкинская, 10» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки».
Отметим, что в своем творчестве художник часто применяет мультиэкспозицию и фотомонтаж, а цифровому методу печати предпочитает аналоговый с преимущественно монохромной цветовой гаммой, что усиливает эффект рукотворности в снимках.
В ряде работ Андрей Чежин использует частичное тонирование химическими составами, которые привносят в отпечаток дополнительный оттенок сепии и позволяют добиться различных визуальных эффектов, близких по духу оригинальной графике. Именно эти особенности характерны для проекта «Кнопка и модернизм», включающего в себя 61 фотоснимок и три тематических объекта из собрания Центра визуальной культуры Beton.
«В чем смысл этого проекта? Это репродукции несуществующих произведений художников. Вот в этом и есть мой постмодернизм. И мой оммаж художникам. И работа продолжается, планирую в 2025 году сделать еще несколько десятков посвящений», — рассказал Андрей Чежин.
Представленные на выставке работы — часть большого концептуального проекта по «обкнопливанию», над которым Андрей Чежин работает почти 30 лет. Эксперты отмечают, что художник тяготеет к серийности и вариативности в попытке максимально полно разработать интересующие его темы, не оставив места недосказанности.
Между тем создаваемые им произведения наполнены постмодернистскими приемами. В процессе осмысления мирового культурного наследия и создания дополняющего его собственного художественного высказывания фотограф активно использует приемы цитирования и аллюзий, порой переходя в пастиш. Этим он приглашает зрителей к игре, основанной на радости узнавания, возникновении и подборке ассоциаций, фантазировании о том, как бы они сами применили кнопки в художественном поле.
«Когда я все задумал, то мне пришло в голову, что есть очень простой объект — кнопка. Почему бы с ее помощью не сделать посвящение художникам? И к первым работам я отсматривал материалы в публичной библиотеке, пытался в них вжиться и придумать, как этот художник мог бы использовать советскую канцелярскую кнопку в своих произведениях. Хотя совсем не обязательно, что мои работы посвящены художникам — это могут быть и поэты, и писатели», — отмечает Андрей Чежин.
Еще одной постмодернистской чертой в работах фотографа является отсутствие переживания аномии или аффекта — они не несут в себе заряженных эмоций, предлагая взамен яркий стереотип творчества того или иного мастера, сложившийся в культуре. Это позволяет представить историю модернизма в виде некоего учебника с характерными упрощенными шаблонами по поводу каждого автора и поразмышлять о том, как появляются паттерны восприятия в искусстве. Однако при этом фотографии обладают притягательным ностальгическим оттенком и особым ощущением тактильности, возникающим благодаря аналоговой технологии печати, что, несмотря на время создания, отвечает тенденциям и сегодняшнего дня.
Узнаваемым приемом постмодернизма в фотографиях Андрея Чежина становится и постулирование свободы творчества. Если предметом искусства является все, что угодно, то и канцелярская кнопка способна выступить в виде главного героя и стать некой точкой, относительно которой возможно рассматривать различные аспекты творчества художников.
«Почему кнопка? Дело в том, что у каждого художника должен быть объект, на который он будет работать. И в конце концов объект потом начнет работать на него. Но объект этот должен быть очень простым. Что может быть проще кнопки? Кружка металла с выбитым уголком-острием», — поясняет свой выбор Андрей Чежин.
Этот важный для автора образ, легший в основу многолетнего проекта, стал не просто персонажем, окутанным особой, сознательно выстроенной автором мифологией, но и структурным элементом его работ. И воспринимается она сейчас как часть личного бренда Андрея Чежина, подобно банкам супа «Campbell» в творчестве Энди Уорхола.
Фотовыставка Андрея Чежина «Кнопка и модернизм» будет открыта для посетителей ЕМИИ со 2 ноября 2024 года по 8 января 2025 года в корпусе отечественного искусства на улице Воеводина, 5.