В Музее наивного искусства (входит в состав ЕМИИ) сегодня открылась ретроспективная выставка живописных и графических работ художницы Люси Вороновой. В экспозиции представлено 90 произведений из частного собрания московского коллекционера Александра Воронина.
Ретроспективная экспозиция включает широкий круг живописных и графических работ, отражающих разнообразные этапы творческой эволюции художницы, начиная с ранних сдержанных графических листов, датируемых концом ХХ века, и заканчивая масштабными живописными произведениями конца 2010-х годов.
Творческий репертуар автора — многочисленные натюрморты, цветочные клумбы, портреты друзей и знакомых, а также постоянных натурщиц. Она пристально изучает лица портретируемых, обнаруживая в каждом из них «космос, загадку, неожиданность». И, конечно, исследует свое собственное в многочисленных автопортретах.
Людмила или Люся Воронова родилась в 1953 году в Москве. В 1978 году закончила художественный факультет Московского технологического института. Провела более 50 персональных выставок. В сентябре 2013 года получила звание почетного члена Российской академии художеств. Сегодня работы автора находятся в частных и музейных коллекциях по всему миру, в том числе в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центре современного искусства, Московском музее современного искусства. Сама художница по сей день живет и работает в Москве.
Эксперты отмечают, что Люся Воронова (именно так просит называть себя художница) — это уникальная фигура современного художественного процесса. Ее самобытное творчество занимает особое место на границах наивного искусства и примитивизма.
«В упрощенных визуальных формах ее живописи, нарочитой декоративности и ярком звенящем колорите, состоящем из локальных цветовых пятен, удивительно сплавляются образность народных промыслов, наскальной живописи, икон и авангарда», — говорится в анонсе выставки.
Куратор выставки, научный сотрудник отдела наивного искусства ЕМИИ Яна Таушканова рассказала, что новый проект Музея наива приурочен к 70-летию художницы. Подобные выставки в настоящее время проходят в Москве и других крупных городах России.
«Мы отразили на этой выставке 30-летнюю эволюцию художницы. Работы мастера заняли весь второй этаж здания музея, причем расположены они в хронологическом порядке — от первых скромных графических работ до ярких грандиозных полотен, наполненных деталями и предметами с двойным значением. Вы можете видеть от зала к залу, как нарастает декоративность ее мастерства. И сама Люся присутствует почти на каждой работе, надо только суметь разглядеть ее там», — отметила Яна Таушканова.
Она также рассказала, что все портреты, представленные на выставке, написаны с натуры. Из года в год московская художница приглашает для создания портретов профессиональных натурщиков, и все портреты получаются уникальными, хоть и кажутся некоторым зрителям одинаковыми.
При этом присутствие автора на выставке обозначено не только ее творчеством художника, но и писателя — в залах музея представлены цитаты из личного дневника художницы.
«Дело в том, что Люся на протяжении 30 лет своей жизни ведет дневник, где описывает свои художественные находки, записывает свои мысли и переживания. И некоторые цитаты и выдержки из этого дневника мы тоже включили в экспозицию. Они дополняют работы, в какой-то степени их поясняют», — рассказала Яна Таушканова.
Куратор также рассказала историю сотрудничества Люси Вороновой и коллекционера Александра Воронина, которая началась около 20 лет назад, когда меценат обратил внимание на работы начинающей художницы. Тогда это были скромные, неяркие образы: храмы с четкими линиями, простые дома, скромные натюрморты, серьезные портреты. Благодаря поддержке и признанию, которые Люся почувствовала, когда картины стали выставляться, в ее творчестве произошел перелом, и с 2006 года каждое произведение Люси стало наполняться красками, различными образами с двойным значением.
Огромную роль в работах мастера выполняет фон — в ряде случаев он имеет большее значение, чем то, что изображено на переднем плане. Яна Таушканова отметила, что подобное внимание к деталям во многом связано со специализацией на ковровом деле и гобеленах, которую художница проходила в годы студенчества.
Стоит добавить, что, несмотря на профессиональное образование, которое не дает художнице права считаться наивным художником, ее творчество все же близко к наиву — такой стиль называется примитивизм. Однако сама мастер не согласна с тем, что ее работы принадлежат к уже известным направлениям в искусстве. Она подчеркивает, что ее стиль оригинален: «Это мой собственный мир, принадлежащий только мне, и когда меня спрашивают, к какому направлению относится мое творчество, я называю «люсизм».
Добавим, что параллельно выставке кураторы готовят обширную образовательную и развлекательную программу, которая будет интересна поклонникам наива и примитивного искусства. Обо всех мероприятиях можно будет узнать на сайте музея.
Выставка «Люсизм» будет представлена по адресу улица Розы Люксембург, 18 — в Музее наивного искусства — с 18 октября 2024 года по 23 февраля 2025 года.