Статьи
09.10.2023

«Гортранс»: кадры решают все

На данный момент екатеринбургскому МУП «Гортранс» требуется не менее 3 тыс. сотрудников. Это не только водители трамвая, троллейбуса и автобуса, но и ремонтный персонал: слесари-электрики по ремонту подвижного состава и оборудования, электромонтеры контактной сети. В «Гортрансе» рассказали, как предприятие решает кадровый вопрос и как в стенах учебно-курсового комбината ведется подготовка водителей муниципального транспорта.

Чтобы стать водителем екатеринбургского трамвая или троллейбуса, нужно достигнуть возраста полного совершеннолетия — 21 года — и получить образование не ниже общего среднего. Далее потребуется пройти медкомиссию с обязательным посещением нарколога и психиатра. С полным пакетом документов необходимо отправиться в учебно-¬курсовой комбинат ЕМУП «Гортранс» по адресу проспект Космонавтов, 12.

Обучение по профессии «водитель трамвая» (категория Tm) займет около пяти месяцев, «водитель троллейбуса» (категория Tb) — чуть больше — около полугода. Каждому учащемуся полагается стипендия — 18 тыс. 678 руб. 30 коп.

За время теоретической части курсанты узнают об устройстве вагона, его электро-, пневмо- и механическом оборудовании, выучат должностную инструкцию, содержание путевого хозяйства и контактной сети, основы безопасности движения, ПДД.

«Гортранс»: кадры решают все

В ходе практической части обучения те курсанты, которые выбрали категорию Тb, нарабатывают навыки на 3D-тренажере-симуляторе «Троллейбус Тролза 5275». Курсант садится за приборную панель, имитирующую панель настоящего троллейбуса, и выходит на виртуальный маршрут по цифровому городу, а симулятор создает помехи и нештатные ситуации на дороге, например, гололед или поломку машины. Выполняя тренировочные задачи, курсант учится соответствующим образом реагировать и оперативно принимать решения на дороге.

Во время практики будущих водителей трамвая 3D-симуляторов не предусмотрено: в качестве тренировочного оборудования используется учебный вагон чехословацкого трамвая «Татра Т3».

«Гортранс»: кадры решают все

Стоит отметить, что трамвайный парк Екатеринбурга в скором времени должен пополниться 80 новыми трамваями с двух- и трехсекционными вагонами. Они частично заменят подвижной состав, который сегодня на 70% состоит из вагонов чехословацкого производства.

Как отмечают преподаватели комбината, хотя сложна сама теория, которая отрабатывается в учебных классах и на проверенной годами надежной модели трамвая, практика все же труднее. Именно на этом этапе отсеивается большинство студентов. Однако благодаря обучению на тренажерах и отработке навыков на маршрутах у курсантов повышается скорость реакции и улучшается стрессоустойчивость.

«Гортранс»: кадры решают все

Стажировка на городском транспорте в реальных условиях, согласно учебному плану, составляет 206 часов на трамвае и 287 часов на троллейбусе. После того как сданы все экзамены в ГИБДД, отработан дополнительный норматив часов (пассажирская стажировка на линии с наставником), курсанту присваивается соответствующая водительская категория.

Набор слушателей курсов водителей трамвая и троллейбуса проводится круглый год. Для привлечения соискателей кадровая служба предприятия применяет различные методы. Начальник отдела кадров ЕМУП «Гортранс» Светлана Мищенко рассказала, что хорошо себя зарекомендовала реклама на ТВ-мониторах в салонах муниципального транспорта. Однако несмотря на это набор кадров идет медленно.

«В прошлом году было трудоустроено лишь семь соискателей, в этом — 14. Иногда отдел кадров сам вынужден отказывать — из-за низкой профподготовки, но если человек перспективный, отправляем его на курсы повышения квалификации — чем выше профессиональный класс, тем выше зарплата. Однако кадровый дефицит сохраняется, и сейчас в городе не хватает 578 водителей автобусов, более 1 тыс. кондукторов, еще 318 вакансий открыто для ремонтного персонала», — отметила Светлана Мищенко.

Также начальник отдела кадров отметила, что на сегодняшний день средний возраст водителей составляет 48 лет. Молодые люди редко выбирают такую специальность, поскольку эта работа не выдерживает конкуренции с более популярными в этой среде профессиями.

Заместитель директора филиала «Автобусные перевозки» «Гортранса» Александр Ашихмин считает, что работа на предприятии имеет свои плюсы.

«Это стабильная заработная плата, полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск и возможность выбрать желаемый график работы. Кроме того, ведомство работает напрямую с автошколой, где обучают потенциальных сотрудников на категорию D. Средний возраст обучающихся держится в районе 45 лет и старше», — подытожил Александр Ашимхин.

Преподаватели учебно-производственного центра ведомства не теряют надежды, с достоинством принимают вызовы времени, продолжают обучать и делать все возможное, чтобы профессия водителя муниципального транспорта оставалась востребованной.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.03.2020 Глава Екатеринбурга Александр Высокинский провел внеплановую проверку санобработки подвижного состава

УрБК, Екатеринбург, 23.03.2020. Глава Екатеринбурга Александр Высокинский провел внеплановую проверку санобработки ...

05.03.2020 Глава Екатеринбурга Александр Высокинский потребовал от «Гортранса» снизить число аварий с участием муниципального общественного транспорта

УрБК, Екатеринбург, 05.03.2020. Глава Екатеринбурга Александр Высокинский дал руководству ЕМУП «Гортранс» две недели на ...

10.09.2019 В Екатеринбурге за два года обновят 265 остановок общественного транспорта

УрБК, Екатеринбург, 10.09.2019. Администрация Екатеринбурга в ближайшие два года планирует обустроить 265 остановок ...

19.02.2015 Жители Екатеринбурга определят будущий дизайн городского трамвая

УрБК, Екатеринбург, 19.02.2015. Заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и ...

16.12.2011 Администрация Екатеринбурга приобрела пять трамвайных вагонов производства ОАО «Уралтрансмаш»

УрБК, Екатеринбург, 16.12.2011. Администрация Екатеринбурга приобрела пять новых трамвайных вагонов модели 71-405 ...