В Екатеринбурге несколько лет существует проблема с обновлением подвижного состава городского транспорта. Также наблюдается выраженный дефицит кадров в транспортной сфере — водителей, кондукторов и другого персонала. Поэтому администрация города Екатеринбурга подготовила проект реформы общественного транспорта. Согласно документу, городской транспорт полностью переведут на систему брутто-контрактов. За счет этого оплата проезда будет сразу поступать в казну уральской столицы. Эти финансовые средства администрация муниципалитета направит на зарплаты сотрудников Гортранса, ремонт общественного транспорта и покупку новых троллейбусов.
Недавно власти Екатеринбурга приняли основополагающий документ, который регулирует транспортную реформу на 2024-2026 годы. В документе указаны основные меры по повышению качества обслуживания пассажиров. Так, план модернизации системы перевозок включает достижение пяти основных направлений.
В первую очередь Гортранс должен обеспечить регулярное хождение транспорта по городским маршрутам. Это означает завершение перехода на брутто-контракты. На данный момент по новой системе ездят все виды общественного транспорта, исключая автобусы. Они перейдут на новый принцип работы с 1 февраля 2025 года. Дата зафиксирована в постановлении администрации Екатеринбурга и не подлежит изменениям. Таким образом, у перевозчиков появится возможность составить план работы, обновить подвижной состав и набрать новых специалистов для работы в общественном транспорте. Во втором пункте постановления говорится о приоритетном движении трамваев на дорогах. Его хотят обеспечить за счет физической изоляции рельсов от остальных частей автомобильных дорог. Так, в 2025 году планируется отделить 50,3 км путей на 15 участках с помощью бортового камня, делиниатора, дорожной разметки. Третья цель включает в себя создание выделенных полос для перемещения городского транспорта. На 2025 год запланировано ввести 51,8 км на 38 участках дорог. Четвертая — введение нового вариативного тарифного меню проездных. Пятая — внедрение единого и централизованного механизма управления всеми элементами системы транспорта.
Для контроля ситуации на дорогах Екатеринбурга будет запущен городской центр управления перевозками (ЦУП). Новая организация будет оперативно реагировать на внештатные ситуации. Кроме того, сотрудники новой структуры будут следить за качеством обслуживания пассажиров и соблюдением интервалов движения. Также по всему городу будут внедрены единые для всего общественного транспорта стандарты. Для создания крепких транспортных связей между спальными районами и центром будут создан «узлы» в местах, где находится наибольшая концентрация предприятий.
В следующие два года планируется обновить 570 единиц техники. Однако в текущем году в декабре Екатеринбург уже
примет 50 новых троллейбусов. Первая партия поступила в распоряжение ЕМУП «Гортранс» в ноябре, оставшиеся троллейбусы придут в декабре 2024 года. Новый транспорт появится на дорогах города в феврале 2025 года. Салоны троллейбусов будут оборудованы подсветкой, 31 посадочным местом, USB-розетками, системами видеонаблюдения и кондиционерами.
В настоящее время система общественного транспорта Екатеринбурга включает в себя 108 маршрутов, в том числе одну ветку метрополитена. Согласно подсчетам экспертов, за прошедший год общественным транспортом Екатеринбурга воспользовались 262,3 млн пассажиров. Популярен у жителей мегаполиса наземный электрический транспорт. За год им воспользовались 95,9 млн человек.
Как отметил заместитель главы Екатеринбурга Андрей Корюков, большое внимание городские власти уделяют устранению дефицита кадров за счет повышения заработных плат и улучшения условий труда. С начала 2024 года существенно выросла средняя зарплата водителей с 61 711 руб. до 96 640 руб., кондукторов — с 48 296 руб. до 69 982 руб., слесарей — с 46 189 руб. до 70 273 руб. Благодаря росту заработка в Гортранс пришли работать 107 водителей, 192 кондуктора, 47 слесарей. Кроме того, у специалистов Гортранса есть возможность досрочно повышать свою категорию. Третью категорию присваивают обычным водителям, за вторую идет прибавка в 10%, а за третью — 25%.
«В 2025 году Екатеринбург полностью перейдет на брутто-контракты с перевозчиками (пока такие договоры заключены только по трамваям и троллейбусам). Такая система потребует от города большего количества ресурсов, поэтому расходы на общественный транспорт в бюджете вырастут до 12 млрд руб. Это сумма, которая потребуется на реализацию реформы. Эту инициативу поддержал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и выделил нам 900 млн руб. в 2024 году и 2 млрд — в 2025», — отметил А. Корюков.
По его словам, остальные 10 млрд, которые необходимы для проведения транспортной реформы, заложены в бюджет Екатеринбурга на 2025 год. При этом 6 млрд поступят в городской бюджет от платы за проезд. Еще 4 млрд — доходы от дополнительной деятельности Екатеринбурга и помощь федеральных властей. Уточняется, что 10 млрд руб. направят на налаживание работы общественного транспорта, а другие 2 млрд будут потрачены на обновление подвижного состава.
Фото предоставлено пресс-службой администрации Екатеринбурга