УрБК, Москва, 05.07.2022. Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) начала отказывать авиакомпаниям в покрытии рисков, связанных с техническим обслуживанием самолетов. Об этом
сообщает «Коммерсантъ».
После того как европейские страховщики начали отказываться от обязательств по договорам перестрахования перевозчиков, эту функцию взял на себя Банк России. Для этого регулятор увеличил объявленный капитал РНПК с 71 до 300 млрд руб., а гарантии — до 750 млрд руб.
По словам участников рынка, весной, когда РНПК принимала договоры, их условия оставались прежними. Но летом для многих перевозчиков наступил срок ежегодного перезаключения договоров, и они столкнулись с тем, что страховое покрытие пытаются значительно ограничить. На первом этапе из контрактов было исключено покрытие рисков ареста и конфискации воздушного судна. Позже в новых договорах появилась строчка, что происшествия, возникшие из-за некачественного обслуживания или ремонта, не считаются страховым случаем.
В европейских контрактах обычно обозначалось, что ремонт самолета выполняет разработчик, производитель или сертифицированная организация. В марте Boeing и Airbus отказались от техподдержки российских компаний. После этого власти РФ дали перевозчикам возможность обслуживать авиатехнику силами третьих лиц на основе выданной ранее иностранными регуляторами документации. Правительство увеличило срок действия сертификатов летной годности иностранных бортов до конца года, срок выдачи сертификата разработчика был ограничен месяцем. Сертификаты разработчика выдает Росавиация: с тех пор как действие зарубежных документов было приостановлено, его получили S7 и ГосНИИ гражданской авиации. Заявки Utair и «Аэрофлота» еще рассматриваются.
Один из источников издания утверждает, что теперь договоры страхования и перестрахования возобновляются «на индивидуальных условиях». Так, S7 удалось перезаключить договор, но, на каких условиях была оформлена сделка, неизвестно.
Заместитель гендиректора по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник подтвердил, что проблема повышенного риска существует. Сейчас с РНПК ведется диалог об условиях страхового покрытия, но процесс еще продолжается. Эксперт отметил, что условия покрытия должны быть понятны и страховщику, и клиенту. В противном случае опасения перевозчиков о длительных разбирательствах и спорах по страховым событиям окажутся оправданными, что негативно скажется на всех.
Директор авиакомпании «Меридиан» Владимир Лапинский отмечает, что даже незначительный инцидент может быть интерпретирован как происшествие, связанное с техникой или комплектующими. Из-за этого проблемы с получением компенсаций могут возникнуть не только у авиакомпаний, но и у пассажиров и третьих лиц.
Один из источников «Коммерсанта», близкий к Минтрансу, предполагает, что в РНПК опасаются всплеска требований компенсаций, считая, что перевозчики могут отклоняться от норм поддержания летной годности.