На прошлой неделе глава Екатеринбурга Алексей Орлов объявил конкурс на разработку концепции развития общественных пространств, прилегающих к набережной Городского пруда. Предполагается, что будущие эскизы станут частью анонсированного градоначальником проекта по созданию единого рекреационного пространства на всей набережной реки Исеть. Таким образом, жители Екатеринбурга уже через несколько лет могут получить единый 32-километровый маршрут с площадками для различного вида отдыха.
«Исторический долг Исети»О старте конкурса на разработку концепции глава Екатеринбурга объявил 8 июля 2021 года в своем Instagram-профиле.
«Мы делаем первый реальный шаг в сторону реализации нашего большого проекта единой вело-пешеходной набережной реки Исети. Начнем с главной и центральной ее части — территории в границах улиц Челюскинцев — переулка Красного — Николая Никонова — Карла Либкнехта — проспекта Ленина — 8 Марта — Бориса Ельцина. Как все будет выглядеть, решим только после многоступенчатого конкурса. Победитель получит миллион рублей. К участию приглашаются лучшие российские и иностранные дизайнеры, архитекторы и градостроители», — писал глава Екатеринбурга.
Изображение из Instagram главы Екатеринбурга Алексея ОрловаВ департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений горадминистрации, в свою очередь, пояснили, что конкурс пройдет в два этапа. По итогам первого конкурсная комиссия отберет пять вариантов, которые в последующем представят сами участники. Далее по проектам проведут опрос среди горожан.
Большой проект благоустройства набережной, о котором упомянул в Instagram Алексей Орлов, был
анонсирован еще 25 июня 2021 года на первом заседании Совета по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга (неформально — «Совет неравнодушных горожан»). Первым же вопросом повестки стало создание единого рекреационного пространства от Большого Конного полуострова на Верх-Исетском пруду до Нижне-Исетского водохранилища.
Он отметил, что на сегодняшний день есть реализованные и запроектированные варианты благоустройства набережной. Но они логически не связаны друг с другом. Основная задача будущей концепции — соединить разорванные куски, создав единую и понятную для горожан зону отдыха.
«Нам необходимо вернуть исторический долг нашей любимой Исети», — пояснил на заседании А. Орлов, напомнив участникам, что на берегах реки началась история Екатеринбурга.
В этой связи градоначальник предложил членам совета совместно продумать единую концепцию благоустройства набережной, чтобы превратить ее в единый пешеходный маршрут.
«Надеюсь, что за шесть-восемь лет сможем реализовать масштабный проект комплексного развития единой набережной. Но каждый проект начинается с идеи. И обсуждать, и советоваться с жителями нужно до начала реализации, а не после, как это часто бывает», — подчеркнул Алексей Орлов.
Через несколько дней после этого заседания глава Екатеринбурга объявил, что проект создания единого рекреационного пространства на всей набережной реки Исеть уже через год может быть вынесен на общественное обсуждение. А в колонке, написанной для третьего выпуска газеты «Вечерний Екатеринбург», Алексей Орлов в деталях изложил его основные тезисы.
Фрагмент страницы из газеты «Вечерний Екатеринбург»Фрагмент страницы из газеты «Вечерний Екатеринбург»Согласно опубликованному материалу, в будущем планируется создать сквозной прогулочный маршрут по обоим берегам Исети (от Верх-Исетского пруда до Химмаша). Также в план внесут дорожки для пешеходов и велосипедистов, скамейки, природные ландшафты, пляжи, детские и спортивные площадки.
«32 километра прекрасных возможностей отдыхать, гулять, общаться, любоваться, размышлять, заниматься спортом. Более того, у нашего города появится наконец связующая нить, стержень, душа», — резюмировал А. Орлов.
Переосмысление ИсетиСама по себе идея создания единого пешеходного маршрута по набережной вынашивалась в администрации Екатеринбурга на протяжении нескольких лет. Еще в конце 2016 года городские власти приняли концепцию «Бульварной ленты».
По проекту, в единое пространство предлагалось объединить 12 объектов, включая парк Коммунаров и парк XXII Партсъезда. Тимур Абдуллаев, занимавший в то время пост главного архитектора города, пояснял, что в основе концепции заложена система закольцованных пешеходных бульваров. Эта сеть должна связать между собой проспект Ленина, улицу Татищева, Верх-Исетский бульвар, «Екатеринбург Арену» и Дворец молодежи. Этот проект стал результатом недавнего переосмысления значения Исети для Екатеринбурга, которое произошло относительно недавно.
Еще в 2019 году главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков в интервью УрБК
обращал внимание на то, что развитие города всегда было и остается связанным с рекой.
«В первую очередь река связывает. И обеспечить связность набережных сегодня — очень важная задача при проектировании и реализации этих проектов. Мы хотим, чтобы пешеход, человек на скутере или велосипедист могли беспрепятственно двигаться вдоль реки на всем ее протяжении», — отмечал А. Молоков.
«Есть такая особенность отношения Екатеринбурга к своей реке. Город до сих пор не повернулся к ней лицом. Мы не видим улиц, ориентированных на Исеть. Не видим набережных, фасадов домов, которые смотрят на реку, кроме Городского пруда. Это большая проблема для города, потому что, какие бы мы сейчас проекты благоустройства набережной ни делали, пока эта набережная не насыщена функционально, пока на нее не выходят фасады какой-то застройки, ее потенциал не будет использован в должной мере», —
указывал, в свою очередь, генеральный директор Архитектурного бюро «Старт!» Александр Кузьмин.
«На Исеть обращены сервисные фасады зданий. Пожалуй, самыми печальными примерами можно считать жилой комплекс «Адмиральский», где на береговую линию выведены парковки, ТРЦ «Глобус» на Щербакова, у которого к реке обращена задняя часть. К сожалению, эти примеры демонстрируют, что набережная не воспринимается как место, интересное для людей и наполненное людьми. И это нужно менять», — считает заведующий кафедрой городского строительства Уральского федерального университета Алексей Хриченков.
В то же время он отмечает, что такое отношение города к Исети создает и новые возможности: пространство вокруг нее не было застроено в прошлом и сохранило природный ландшафт вдоль большей части реки.
Архитекторы и специалисты отмечали, что долгое время значение Исети в Екатеринбурге преуменьшалось. При этом для того же Санкт-Петербурга набережные Невы и Мойки были центральными градостроительными ориентирами. В Москве основная жизнь столицы также связана больше с набережной. Город фактически был повернут к Исети своими задними дворами. Набережная существовала только в центре и как прогулочная зона воспринималась на территории от Макаровского моста до Декабристов. Берега Верх-Исетского пруда при этом оставались промзонами.
Итоги многолетних дискуссий о значении Исети для города в своей колонке подвел Алексей Орлов.
«Лицом к воде выстроена Венеция. Темза в Лондоне, Сена в Париже, Нева в Петербурге — главные проспекты. Екатеринбург, увы, в этом ряду стоит особняком. Река давала энергию первому его предприятию, но вскоре он эту реку перерос, забыл, отвернулся от нее. На берегах — хлам и заросли. Так что привычке гулять у реки взяться было неоткуда. Может быть, поэтому у нас в городе столько нервозности, суетливости, обычай конфликтовать по пустякам? Лишь относительно недавно ситуацию начали исправлять. Я хочу вывести эту работу на принципиально новый уровень», — отмечал глава Екатеринбурга.
Наследие «Бульварной ленты»Собственно, разработка «Бульварной ленты» и стала переломным моментом в осознании Исети в сообществе профессионалов. Впрочем, и время для этого было выбрано не случайно — проект увязали с подготовкой города к приему матчей ЧМ-2018. Поэтому его реализация и началась в 2017 году. Тогда были проведены работы по благоустройству парка Коммунаров и оформлению бульваров, примыкающих к стадиону «Екатеринбург Арена».
По мере развития общественно значимых пространств проект удлиняли. Так, год назад глава Екатеринбурга Александр Высокинский (перешел на пост замглавы региона в декабре 2020 года)
заявлял, что единый пешеходный маршрут протянется от парка УрГУПС до Центрального парка культуры и отдыха им. В. В. Маяковского.
«Мы сейчас смотрим проект соединения парка с набережной, которая у нас пойдет от Макаровского моста. Одна часть набережной должна уйти на Железнодорожный университет. Это которая правая, если стоять спиной к мосту. А левая часть набережной должна уйти в парк. И, собственно, это будет начало наших городских набережных. Я рассчитываю, что в этом году мы придем к архитектурному конкурсу на всю концепцию набережных от УрГУПСа до парка Маяковского. Чтобы была единая архитектурная концепция», — пояснял А. Высокинский.
Таким образом, Алексей Орлов, сменивший Александра Высокинского на посту градоначальника, дал развитие уже имеющимся проектам — создать единую рекреационную зону на протяжении набережной в черте всего Екатеринбурга, а не только центральных районов города. Будущая концепция по созданию 32-километрового маршрута станет закономерным итогом дискуссии как в среде профессионального сообщества, так и среди жителей Екатеринбурга.
Добавим, что совершенствование архитектурного облика является одним из драйверов программы «Пять Д», предложенной главой города Алексеем Орловым для развития Екатеринбурга.
Изображение из Instagram главы Екатеринбурга Алексея ОрловаПомимо совершенствования архитектурного облика («Город новых архитектурных решений»), А. Орлов предложил сосредоточиться на внедрении инноваций в городскую среду («Умный город»), использовании технологий и потенциала для формирования новой экономики («Новая экономика города»), создании действенных инструментов вовлечения горожан в управление городом («Город добра и соучастия»), а также интеграции Екатеринбурга в мировое пространство («Центр мировых коммуникаций»).
Программа получила поддержку депутатов гордумы и представителей бизнес-сообщества Екатеринбурга. Вдобавок к этому 3 июня 2021 года глава города объявил о планах по запуску стратегического проекта «Екатеринбург туристический».
Его цель — сформировать восприятие мегаполиса как глобального туристического бренда с насыщенной инфраструктурой для познавательного, событийного и делового туризма. И единое рекреационное пространство, основой которого станет набережная, в перспективе станет одной из ключевых зон притяжения для гостей Екатеринбурга.