16 июня 2020 года кассационный суд поставил точку в разбирательствах вокруг земельного участка, на котором должен быть построен надземный вестибюль станции метро
«Бажовская». Кассационная инстанция оставила в силе предыдущие решения арбитражных судов Свердловской области и апелляционного суда — вернуть участок в собственность администрации Екатеринбурга, а все незаконно возведенные на нем строения снести. Демонтажные работы должны быть выполнены за счет ООО «Промавтосервис», которое захватило земельный участок и возвело там автоцентр.
ИАА «УралБизнесКонсалтинг» подробно освещало трудный для города процесс возвращения стратегического землеотвода, без которого невозможно дальнейшее
развитие метрополитена в Екатеринбурге. На то, чтобы восстановить справедливость, у администрации города ушло чуть менее года. Но и после окончания судебных заседаний непроясненными остались как минимум два очень важных вопроса.
Первый — как вообще стал возможен фактический захват земли над станцией метро частной компанией? Частично ответ на него уже получен: в ходе судебных разбирательств выяснилось, что строительство на участке было проведено по подложным документам. Как выяснила прокуратура Свердловской области в ходе
проверки, с 2015 по 2017 год «лицо из числа руководителей организации» внесло в госреестр ложные данные об участке. Вместо «размещения автостоянки на 280 машино-мест» в документах после правок речь шла об «обслуживании автотранспорта».
«В дальнейшем, в 2017 году, указанное лицо, введя в заблуждение сотрудников администрации Екатеринбурга, обеспечило незаконное заключение дополнительного соглашения к договору аренды», — говорится в сообщении прокуратуры Свердловской области.
В настоящий момент по данному эпизоду возбуждено уголовное дело, и, вполне вероятно, уже в ближайшее время станет известно, какое именно «лицо из числа руководителей организации» (речь идет о ведомствах, подконтрольных министерству строительства Свердловской области) окажется виновным в подлоге документов.
Второй вопрос напрямую связан с первым и касается позиции министерства строительства Свердловской области. Дело в том, что на протяжении всего судебного процесса представители этого ведомства выступали на стороне ООО «Промавтосервис» и доказывали законность откровенно незаконного строительства. Юристы министерства в суде не пытались скрывать, что полностью поддерживают позицию компании, захватившей муниципальную землю и сделавшей невозможным продолжение строительства метрополитена. Более того, их позиция не изменилась даже после того, как стало известно о том, что разрешение на строительство было выдано по подложным документам.
При этом представители Минстроя (и вряд ли без ведома его руководства) фактически могли поставить крест на реализации важнейшего для развития Екатеринбурга проекта — строительства новых веток метро. Известно, что недостроенная станция «Бажовская» должна стать ключевой точкой в этом проекте, обеспечив пересадку со старой ветки метрополитена на новую. Без нее построить новые ветки метро было бы очень сложно, скорее всего — невозможно.
Следует отметить, что практически вся российская «властная вертикаль» поддержала проект строительства новых веток екатеринбургского метрополитена. «За»
высказался президент РФ Владимир Путин, полностью
поддержал строительство полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов. Об одобрении со стороны нового кабинета министров во главе с Михаилом Мишустиным
сообщил губернатор Евгений Куйвашев, который также неоднократно выступал за строительство метро. Администрация Екатеринбурга также
считает развитие подземного транспорта приоритетным для города.
Но, несмотря на такую единодушную поддержку на всех уровнях власти, областной Минстрой выступил против. Почему?
Рациональными мотивами и задачами по управлению строительной сферой региона объяснить такое решение затруднительно. По мнению экспертов в строительной отрасли, ответ очевиден: поддержку представителями Минстроя этой и еще нескольких подобных
строек «сомнительной законности» можно объяснить неформальной заинтересованностью. Даже мелких чиновников структурных подразделений и ведомств близких к Минстрою, которые могли использовать стройку на месте «Бажовской» для «кормления».
Приведем простой пример. Прокуратурой Свердловской области была проведена проверка в отношении заместителя директора Государственного автономного учреждения Свердловской области «Управление государственной экспертизы» Марии Снежинской. Эта организация находится в прямом подчинении Минстроя, фактически может считаться его подразделением. В ходе проверки прокуратура
выяснила, что Мария Снежинская нарушила положение о конфликте интересов: «забыла» сообщить руководству, что ее муж Павел Снежинский является руководителем двух строительных фирм — ООО «СК «Айфель» и ООО «Экостройсоюз».
Деятельность и схемы супругов Снежинских еще ждут своей правовой оценки со стороны компетентных органов. Но известно, что Павел Снежинский работал на строительстве автоцентра на месте «Бажовской», которое вело ООО «Промавтосервис». Он же был замечен на месте еще одной стройки «сомнительной законности», юридическую чистоту которой сейчас проверяет прокуратура. Речь идет о доме «Культура» на улице Советской.
Конечно, все это может быть простым совпадением. Но подобные факты позволяют наблюдателям высказать мнение, что такие стройки, как автоцентр на месте «Бажовской», могли стать настоящей «кормушкой» для структур, аффилированных с чиновниками Минстроя и его структурных подразделений. И если на объекте нашлось место для компании мужа заместителя директора Госэкспертизы, то что уж говорить о «структурах, близких» к более высокопоставленным сотрудникам ведомства.
Прокуратура Свердловской области продолжает расследование дел, связанных с целым рядом скандальных объектов, получивших неоднозначные разрешения на строительство от областного Минстроя, и есть основания полагать, что все они получат надлежащую правовую оценку уже в ближайшее время. Не исключено, что в этом процессе станут известны и другие возможные связи между отдельными чиновниками Минстроя, Госэкспертизы, Россреестра и других структур с компаниями, ведущими «спорную» с правовой точки зрения застройку в Екатеринбурге.
УрБК будет следить за развитием событий.