Статьи
06.10.2016

Свердловчане «повышают градус»

Свердловчане «повышают градус»В Свердловской области с развитием кризиса в экономике растет потребление крепкого алкоголя, при этом спрос на слабоалкогольные напитки снижается. Анализ данных Свердловскстата показывает, что сегодня доли этих сегментов на рынке примерно равны, хотя еще год назад пиво занимало первую позицию по объему потребления. По мнению экспертов, данная тенденция, с одной стороны, связана с ростом цен на пиво, обусловленных увеличением акцизов, с другой — потребностью населения в антидепрессантах.

Заместитель министра агропромышленного комплекса и продовольствия региона Светлана Островская отмечает, что по сравнению с прошлым годом доля пива на рынке сегодня снизилась примерно на 3%, сравнявшись с показателями по крепкому алкоголю.

«По итогам проведенного нами анализа данных Свердловскстата за 8 месяцев текущего года, в регионе остается очень высоким потребление пива, а также крепких напитков — водки и ликероводочной продукции. Причем в последнее время их доли сравнялись и занимают по 40% розничного рынка алкоголя. В прошлом году ситуация несколько отличалась: пиво было на первой позиции, его доля составляла около 43%. Думаю, это выбор потребителя, с ценой он не связан», — рассказала она на пресс-конференции в Екатеринбурге.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что такое перераспределение рынка типично для кризисных периодов в экономике. По его словам, Свердловская область в данном случае не является исключением.

«Есть общемировые тренды: в период экономических кризисов всегда падает потребление низкоалкогольной продукции. Прежде всего, это пиво, вино, слабоалкогольные напитки. При этом растет спрос на крепкий алкоголь, в частности, нелегальный и суррогатный. Так происходит во всех странах, включая США, Великобританию, Францию. Поэтому в Свердловской области наблюдается типичный кризисный тренд, связанный с экономическими изменениями, начавшимися два года назад», — отметил эксперт.

При этом представители пивного бизнеса полагают, что ситуацию усугубила политика государства в отношении их продукции. Так, в пресс-службе компании Heineken указывают на рост административного давления (ограничение рекламы, введение ЕГАИС, повышение акцизов и запрет малых форм торговли), который привел к повышению цен на пиво в условиях падения реальных доходов населения и, как следствие, к значительному снижению потребления.

Эту точку зрения поддерживают и уральские производители.

«Тенденция к сокращению доли пива действительно наблюдается. Падение началось после 2009 года, хоть оно и не было резким. Мы это связываем с подорожанием напитка, вызванным ростом акциза. Здесь есть прямая зависимость: увеличивается акциз, мы его транслируем в цену, и конечный покупатель видит, что купить литр качественного пива или 0,5 литра водки уже зачастую сопоставимо по затратам. Это и подталкивает граждан к покупке крепкого алкоголя», — полагает генеральный директор компании «Демидовские пивоварни» Денис Уланов.

В то же время Вадим Дробиз отмечает, что первостепенное значение имеет в данном процессе психологический аспект. По его словам, в условиях экономического кризиса растет потребность граждан в крепком алкоголе как средстве снятия стресса.

«Низкоалкогольные напитки — пиво, вино — это напитки спокойной жизни. Они, в отличие от крепкого алкоголя, не являются антидепрессантом, по крайней мере, общепризнанным. Таким образом, в кризис повышается потребность не в самом алкоголе, а в средствах, которые помогли бы людям отвлечься от стресса», — поясняет эксперт.

Впрочем, по его словам, судить о реальном соотношении указанных сегментов по данным официальной статистики очень сложно, поскольку 30-40% потребителей крепких напитков не пользуются легальной розницей. В Свердловской области объем суррогата, фальсификата и нелегальной продукции остается высоким, несмотря на работу надзорных ведомств.

Так, по данным управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по СО, за 9 месяцев текущего года на территории региона проведено 739 проверочных мероприятий, в ходе которых составлено 686 административных протоколов, возбуждено 62 уголовных дела. При этом из незаконного оборота изъято более 600 литров спирта и свыше 53 тыс. фальсифицированного алкоголя.

Что касается спиртосодержащей продукции непищевого назначения, по словам руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО Юрия Чащина, статистику ее потребления в области попросту никто не отслеживает.

Таким образом, по мнению экспертов, тенденция к снижению потребления пива и росту интереса потребителей к крепкому алкоголю в Свердловской области является одним из «побочных эффектов» экономического кризиса. В дальнейшем же политика наполнения бюджета за счет акцизов может привести и к тяжелым последствиям, связанным с увеличением «теневого» сегмента алкорынка.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
06.10.2016 Пиво теряет позиции на розничном рынке алкоголя Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 06.10.2016. В Свердловской области растет потребление крепкого алкоголя, а спрос на пиво снижается. ...

22.06.2016 Розничные продажи водки в Свердловской области выросли на 10,6%

УрБК, Екатеринбург, 22.06.2016. С января по март 2016 года в Свердловской области розничные продажи водки выросли на ...

07.08.2015 За первое полугодие продажи алкоголя в УрФО снизились на 3,5%

За первые 6 месяцев 2015 года розничные продажи алкоголя в УрФО снизились на 3,5% по отношению к аналогичному периоду ...

07.08.2015 За первое полугодие продажи алкоголя в УрФО снизились на 3,5%

УрБК, Екатеринбург, 07.08.2015. За первые 6 месяцев 2015 года розничные продажи алкоголя в УрФО снизились на 3,5% по ...

20.09.2010 Объем потребления алкогольных напитков и пива в Свердловской области снижается

УрБК, Екатеринбург, 20.09.2010. Продажа алкогольных напитков и пива в расчете на душу населения Свердловской области в ...