Synovate Comcon: Настроение российских потребителей меняется к худшему
УрБК, Москва, 17.02.2016. В начале года настроение российских потребителей продолжает ухудшаться. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ежемесячного онлайн-опроса «Комкон.Антикризис» исследовательской компании Synovate Comcon.
Так, в январе 2016 года жители городов-миллионников в возрасте 18-45 лет вели себя осторожнее обычного — доля тех, кто взял новый кредит (9%), опустилась ниже числа тех, кто досрочно погасил его (11%), а доля отложивших планируемые займы или отказавшихся от них достигла максимума с начала измерений в 2009 году (20%).
Помимо этого доля ожидающих, что ситуация в экономике ухудшится, сохраняется на уровне декабря 2015 года (33%) – год назад таких пессимистов было только 24%. Число тех, кто ждет улучшений, снизилось в январе до 28% (год назад оптимистичны были 40% респондентов).
Аналитики компании GfK Rus считают, что большинство опрошенных считают, что нынешний кризис может продлиться три-четыре и более лет. При этом 2015 год назвали «плохим» 16% опрошенных, а 47% констатировали, что он был «хорошим». Однако уже в конце 2015 года почти половина респондентов заявляла, что кризис коснулся их лично, — годом ранее 84% россиян говорили, что кризис их не задел. Теперь, в частности, подавляющее большинство респондентов ждет дальнейшего повышения цен: в конце 2015 года 90% россиян ожидали повышения цен на продукты питания, 85% — на транспорт и 80% — на одежду и обувь.
По данным GfK, россияне придерживаются стратегии «жить от зарплаты до зарплаты»: сейчас средний россиянин тратит 76% своего месячного дохода, откладывает 15%, 5% — инвестирует и 3% — дарит. В то же время средний потребитель в мире тратит значительно меньшую часть своего дохода (59%), а откладывает (24%), инвестирует (11%) и дарит (4%) — больше, чем россиянин.