EPSI: потребители не верят в возможность улучшения и роста российской экономики в 2013 году
УрБК, Москва, 29.01.2013. Уверенность российских потребителей в развитии российской экономики продолжила падение в 4 квартале 2012 года. Уровень потребительских настроений приближается к значениям, после которых в экономике отмечаются кризисные явления. При этом потребители продолжают верить в улучшение собственного благополучия в следующем году. Об этом говорится в результатах исследования компании EPSI Russia.
Рассчитанные индексы потребительских настроений EPSI служат индикатором потребительской активности и дают прогноз об изменении потребительского спроса в будущем. Опросы проводились в ноябре—декабре 2012 года. В результате было обработано порядка 1 900 анкет.
Потребители не верят в возможность улучшения и роста российской экономики в следующем году, но продолжают верить в улучшение собственного благополучия.
Результаты анализа мнений потребителей в 4 квартале 2012 года показали дальнейшее существенное снижение Индекса потребительских настроений в России относительно прогноза состояния национальной экономики (прогноз экономики России) на ближайшие 12 месяцев по сравнению с 3 кварталом 2012 года. Уверенность же в росте собственного экономического благополучия показала небольшой рост.
Индекс потребительских настроений относительно улучшения экономики страны в 2013 году вновь снизился на 13,1% и опустился до уровня 29,4 балла. Уверенность потребителей за год показала отрицательную динамику. Потребители стали хуже воспринимать ситуацию в экономике по сравнению с 2011 годом. Индексы приблизились к уровню 2 квартала 2011 года. Напомним, что при таком уровне потребительской уверенности на основе исторических данных в экономике стран с лагом в 1 квартал отмечаются кризисные явления. Подобная ситуация также наблюдалась в России в конце 2008 года, после чего случился кризис, во 2 квартале 2011 года, в результате в 3 квартале вновь произошли кризисные явления, а также такой низкий уровень уверенности потребителей предсказал кризисную ситуацию в Латвии, Литве, Эстонии, Чехии и Испании.
Тем не менее, восприятие своего собственного экономического состояния (прогноз улучшения личного благосостояния) продолжает расти. Индекс потребительских настроений относительно улучшения личного благосостояния в течение следующих 12 месяцев увеличился на 4,4% и достиг уровня 52,3 балла. Жители России считают, что их положение продолжит улучшаться в следующем году или, по крайней мере, не изменится. Российские потребители еще не почувствовали реального кризиса «на своих карманах», но, если ситуация в экономике ухудшится, то непременно почувствуют, а их уверенность в неизбежном экономическом кризисе будут постепенно менять поведение потребителей.
Разнонаправленные тренды потребительской уверенности в росте экономики страны и собственного благополучия говорят о нервозности и неуверенности потребителей, которые будут серьезно взвешивать свои действия при покупках и потреблении в будущем. Так что, снижение индекса потребительских настроений относительно экономики страны является первым знаком тенденции экономии, повышения эластичности спроса по цене и снижению деловой активности. Особенно опасно несоответствие текущего поведения потребителей и их неуверенности в будущем экономики для производителей, поставщиков и продавцов.