Роспотребнадзор намерен активнее защищать права карточных заемщиков по незаконным комиссиям банков
УрБК, Москва, 14.11.2012. Со следующего года банкам станет труднее зарабатывать на проштрафившихся карточных заемщиках. Счетная палата указала Роспотребнадзору на то, что он недостаточно активно отстаивает права потребителей, несвоевременно погашающих карточные кредиты или превышающих овердрафт по картам, пишет «Коммерсантъ».
Роспотребнадзор при проведении плановых и внеплановых проверок упускает из своего внимания контроль над целым рядом финансовых услуг, указала Счетная палата, проведя аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных ведомству Геннадия Онищенко. Особые нарекания у аудиторов вызвал сектор кредитных карт. Аудиторы указывают: выдача кредита через овердрафт или кредитную карту не требует заключения письменного договора под каждый кредит, что приводит к многочисленным нарушениям банками прав потребителей.
«Возможность легкого получения заемных средств через договор кредитуемого банковского счета при необязательности письменной формы, приоритете договорного права и при применении в таких условиях односторонне изменяемых банком финансовых «санкций» в конечном итоге может приводить к образованию у граждан несоразмерных займов и часто необоснованных долгов», — указывает в отчете аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.
В итоге граждане попадают в «фактически финансовую кабалу к кредитным организациям, злоупотребляющим возможностью увеличения обязательств заемщика через не контролируемый с его стороны рост платежей по соответствующим сделкам», полагает Счетная палата. В результате забывчивые карточные заемщики платят за вовремя не погашенную задолженность довольно большие штрафы и комиссии. Например, согласно отчетности по МСФО, доход ХКФ-банка от штрафов с клиентов составил за первое полугодие 858 млн руб., или около 10% от всех комиссионных доходов.
Счетная палата рекомендует Роспотребнадзору усилить надзор в этой сфере, а также разработать типовые договоры, которые регламентировали бы предоставление всех финансовых услуг. По словам начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова, рекомендации аудиторов будут учтены при планировании проверок на следующий год, хотя пока сами потребители не слишком активно жалуются в ведомство по поводу штрафов по кредитным картам.