INFOLine: в 2012 году темпы роста продаж бытовой техники и электроники в России снизятся
УрБК, Москва, 15.05.2012. В 2012 году объем рынка бытовой техники и электроники России составит порядка 1370 млрд. рублей. Об этом сообщается в рейтинге INFOLine&Retailer Russia TOP-100.
Как отмечают аналитики, ключевой особенностью рынка бытовой техники и электроники (БТЭ) в 2011 году стало приближение потребительского поведения к докризисному, что в сочетании с отложенным спросом сформировало предпосылки для потребительского бума.
Рынок БТЭ, с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов, последние два года демонстрирует устойчивый рост. Так, в I квартале 2011 года объемы продаж бытовой техники и электроники оказались всего на 5% ниже, чем IV квартале 2010 года, когда традиционно наблюдается предновогодний пик спроса. По прогнозам, 2012 год ожидается рекордным по объему рынка БТЭ и составит порядка 1370 млрд. рублей.
Как отмечают специалисты INFOLine, в целом сети озабочены борьбой за потребителя, поэтому ставка делается, с одной стороны, на инновационные товары, а с другой стороны, ритейлеры активно развивают собственные сервисные услуги. Что касается акцента на инновационные высокотехнологичные товары, то надо иметь в виду высокую конкуренцию на ассортиментном рынке, где маржинальность продаж техники снижается под давлением таких крупных международных игроков, как Media Markt, с одной стороны, и подчас откровенным демпингом интернет-магазинов — с другой.
К тому же федеральные контракты с поставщиками БТЭ имеют только три крупнейшие российские сети («М.Видео», «Эльдорадо» и «Техносила») и Media Markt, в то время как остальные ритейлеры работают через дистрибуторов и имеют более высокие закупочные цены, что зачастую приводит к увеличению доли контрафактной техники.
Что касается развития сервисного обслуживания клиентов сетями (предоставление логистических услуг, дополнительные гарантии и настройки и т.д.), то именно сервис позволяет российским ритейлерам повысить доходность бизнеса (так, в сети «Эльдорадо» сервисные услуги формируют более 30% маржи) и отойти от ценовой конкуренции.
Важнейшей проблемой, препятствующей развитию сервисного направления и повышению качества обслуживания в российских сетях БТЭ, является нехватка квалифицированного персонала и высокий уровень текучести кадров. Это проблема всей отрасли, но там, где стоимость покупки достаточно высока, а товар технически сложен, это особенно важно.
По данным рейтинга INFOLine, стремительный рост объемов продаж в 2011 году продемонстрировали высокотехнологичные товары — смартфоны и планшеты (бытовая техника и электроника), зеркальные камеры (цифровая техника), ноутбуки, светодиодные и 3D-мониторы (компьютерная техника), посудомоечные машины (встроенная техника). Для ритейлеров мобильных устройств значимым трендом в 2011 году стало стремительное развитие сетей 3G-поколения по всей территории России. Существенный доход ритейлерам позволил получить увеличившийся объем продаж интернет-тарифов и пакетов, а также устройств для мобильного доступа в Интернет.
В 2012 году специалисты INFOLine ожидают, что темпы роста продаж бытовой техники и электроники, с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов, снизятся по сравнению с показателями 2011 года на фоне продолжающейся стагнации в сегменте товаров для офиса и настольных компьютеров, а также быстрых темпов падения цен, которые не могут быть полностью компенсированы смещением спроса в сторону более дорогих моделей. При этом важнейшей причиной ухудшения динамики роста емкости рынка в денежном выражении станет сокращение темпов роста потребительского кредитования (с 35% в 2011 году до 20% в 2012 году) и сохранение сравнительно невысоких темпов увеличения реальных доходов населения (во II полугодии 2012 года ускорение темпов роста цен может привести даже к снижению реальных доходов населения).