Незаконность взимания ОАО «Банк24.ру» комиссий с граждан доказана судом
УрБК, Екатеринбург, 23.11.2011. Областной суд признал законными претензии екатеринбуржца к Банку24.ру.
Специалисты консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в суде второй инстанции помогли жителю Екатеринбурга отстоять законные интересы в споре с банком.
Гражданин М. летом 2007 года заключил кредитный договор с ОАО «Банк24.ру», согласно которому финансовая организация предоставила ему 275 тыс. рублей на покупку автомобиля под 9% годовых сроком на 48 месяцев. Кроме того, невзирая на действующее законодательство, в соглашение банком были включены условия по уплате заемщиком разовой комиссии за предоставление кредита в размере 3% и ежемесячной комиссии за обслуживание кредита в размере 0,9% от суммы займа. Таким образом, потребитель, погасив кредит за 12 месяцев вместо установленных договором 48 месяцев, сверх процентов за пользование кредитом заплатил 8250 рублей и 32 175 рублей упомянутых комиссий соответственно, а также 1039,19 рубля за досрочный возврат кредита.
М., не добившись от банка добровольного удовлетворения требований возврата взысканных комиссий, обратился в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области, где ему помогли подготовить иск.
Однако рассмотрение гражданского дела в Ленинском районном суде Екатеринбурга в июне 2011 года завершилось не в пользу М. Суд счел требования истца не подлежащими удовлетворению, в частности, по причине истечения срока давности. В кассационном порядке екатеринбуржец продолжил отстаивание своих потребительских прав в Свердловском областном суде.
Суд высшей инстанции, изучив материалы дела в сентябре 2011 года, отменил предыдущее решение.
Так, судебная коллегия подтвердила нарушение законов «О защите прав потребителей» и «О банках и банковской деятельности» в действиях банка: в кредитный договор были внесены условия, ущемляющие права потребителя, по взиманию комиссий за открытие и обслуживание ссудного счета, что в действительности является обязанностью банка по ведению бухгалтерского учета, а не дополнительной услугой клиенту. Что касается довода суда об истечении срока исковой давности, то, согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 12.11.2001 г. № 15, Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 15.11.2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», течение срока исковой давности в отношении договора с условием оплаты товара/услуги по частям начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. То есть в данном случае срок исковой давности был пропущен только относительно периода до 06.05.2008 г., а за период с 07.05.2008 г. до 23.06.2008 г. исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, областной суд принял по данному делу новое решение, которым взыскал с ОАО «Банк24.ру» в пользу М. уплаченную комиссию за обслуживание кредита в размере 4950 рублей, проценты за пользование данной суммой (1655,37 руб.), уплаченную комиссию за досрочное погашение кредита в сумме 1038,19 рубля, проценты за пользование данной суммой в размере 280,51 рубля, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 1000 рублей.
Решение вступило в законную силу.