«РБК daily» и Анастасия Литвинова: Депутаты предлагают строить качественные дороги любой ценой
Депутаты считают, что в законе о госзакупках нужна рокировка критериев «цена» и «качество» в отношении строительства дорог. Из-за погони за более дешевыми дорогами срок службы покрытия сокращается в разы. В ФАС инициативу народных избранников вряд ли поддержат: по мнению антимонопольщиков, показатель качества изначально закладывается в требованиях к объекту строительства, а исключения из правил приводят к росту коррупции.
По мнению депутатов комитета по транспорту Госдумы, при заключении госконтрактов на строительство дорог приоритет нужно отдавать не цене, а качеству. Это предложение было озвучено вчера по итогам расширенного заседания комитета по инновационным технологиям в дорожном строительстве.
Как пояснил РБК daily глава комитета Сергей Шишкарев, значимость критерия «качество» должно быть повышено, а «цена контракта», напротив, понижена. В среднем дорожное покрытие в России служит всего лишь два-три года, тогда как в европейских странах срок в три-четыре раза больше. При этом стоимость одного километра дороги у нас в разы превосходит цены в Европе.
Помимо этого депутаты считают необходимым ввести в законодательство норму об обязательном предоставлении исполнителем заказа на дорожные работы долгосрочных гарантий их качества и качества применяемых материалов. «До конца весенней сессии мы планируем сформулировать свои предложения», — говорит г-н Шишкарев.
«Закон о госзакупках не учитывает качество и инновационный характер конкурсных предложений и квалификацию исполнителей, у нас нет экономической заинтересованности во внедрении инноваций, — считает президент ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов. — Устарели не только стандарты и нормы, но и методы оценки эффективности технических решений».
ФАС, в свою очередь, инициативу с рокировкой критериев «цена» и «качество» не поддерживает. «Качество изначально закладывается в требованиях к объекту строительства. Дальше должен быть электронный аукцион. Все остальные варианты приводят к исключению конкурентной среды и, соответственно, ведут к росту коррупции. Поэтому мы такие предложения поддержать не можем», — прокомментировал РБК daily начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев.
Инициатор думской версии законопроекта о госзакупках, появившейся во время разгара борьбы между ФАС и Минэкономразвития, депутат Мартин Шаккум в разговоре с РБК daily пояснил, что оценивать строительство капитального объекта по одному параметру — цене — неправильно. По его мнению, три критерия — стоимость, качество и квалификация подрядчика — паритетно важны при строительстве дорог.
Строительство — не единственная отрасль, где предлагается отойти от цены к качеству: почти те же предложения озвучивают и ученые. «Ситуация, когда исполнителей НИР и НИОКР выбирают исходя из заявленной цены проекта, с точки зрения нормальной мировой науки является попросту бредом. В данный момент соотношение коэффициентов качества научной работы и ее цены — 45 к 55. Условно говоря, контора по продаже рогов и копыт может выиграть научный проект у ученого с мировым именем, просто запросив в пять раз меньше денег», — огорчается научный сотрудник МГУ Олег Дрожжин.