Статьи
07.04.2011

Цены на бензин: бороться с ростом бессмысленно?

Фотография предоставлена сайтом morguefile.com Чиновники и нефтяные компании действуют в интересах друг друга. Правительство душит бизнес налогами, производители бензина, в свою очередь, через ценовые сговоры доводят до исступления потребителей. Федеральная антимонопольная служба при этом штрафует злодеев на символические для этого бизнеса миллиарды рублей.

Ситуации на рынке топливных ресурсов, а также перспективам его развития был посвящен сегодня общероссийский форум, организованный Торгово-промышленной палатой России. В мероприятии приняли участие директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, заместитель руководителя ФАС РФ Павел Субботин, представитель Ассоциации международных автоперевозчиков Александр Салаутин и другие эксперты. Не были приглашены лишь непосредственно представители нефтяных, газовых и электроэнергетических компаний: у них сегодня проходит собственный форум — «ТЭК в России в XXI веке».

В Екатеринбурге участники видеоконференции собрались в офисе Уральской торгово-промышленной палаты.

В отсутствие главных виновников происходящего эксперты попытались найти причину неумолимого роста внутренних цен на топливо. Получилось, что предпосылок для текущего ценообразования сразу три: коррупция, непоследовательная налоговая политика и постоянные сговоры компаний. Зато способов борьбы с этим значительно больше.

В Свердловской области, по официальным данным, в 2011 году цены на бензин увеличатся до 25,4 рубля, в 2012 году — до 28 рублей, а в 2013 году и вовсе превысят 30 рублей за литр. Виной всему называют рост акцизов с 3,99 тыс. до 5–5,6 тыс. рублей за тонну.

По мнению председателя промышленного союза «Новое содружество» Дмитрия Удраса, такие показатели получаются из-за беспрецедентной для остального мира системы налогообложения нефтяников. 56% составляющей цены бензина приходится на налоги: 5% налога с продаж, 18% НДМ, 17% НДПИ и 16% акциза. Оставшиеся 18% отводятся на прибыль, 10% — на дистрибуцию и маркетинг и еще 10% — на стоимость сырья.

В США на налоги приходится только 14%, и там нет НДС для нефтяников.

В газовой отрасли зафиксирован рост тарифов для населения на 22%, для промышленников на — 20%, в электроэнергетике запланирован рост в 15%. При этом в стране складывается парадоксальная ситуация: в богатых регионах цены на энергию ниже, чем в менее развитых.

В качестве рецепта предприниматели сегодня предложили увеличить налог на экспорт нефтепродуктов и «голубого топлива», для того чтобы торговать ресурсом внутри страны было выгоднее, чем экспортировать. Одновременно с этим неплохо было бы снизить акцизы и совсем отменить НДПИ.

По версии Михаила Делягина, решение проблемы лежит в другой плоскости, так как власти и компании на самом деле работают в сговоре.

«Увеличение налогов приводит к росту цен, рост цен — к снижению внутреннего потребления и увеличению объемов экспорта. Не зря же есть мнение, что самим бензин нам и вовсе производить не надо, а все продавать в виде сырья», — объяснил М. Делягин.

По его мнению, только серьезное ограничение возможностей компаний поможет стране избежать галопирующего роста внутренних цен. В качестве первичных мер необходимо обеспечить прозрачность формирования цен и предоставление ФАС права сначала возвращать цены на приемлемый уровень, а уже потом собирать доказательную базу правонарушения.

К сожалению, потребителю, пострадавшему от необоснованного повышения цены, компенсировать убытки никто не будет, так как никто этого делать не обязан, признал Павел Субботин. На сегодняшний день ФАС как может борется не только с монополистскими замашками крупнейших компаний, но и препятствует вымыванию с розничного рынка независимых продавцов. Но действующего законодательства, несмотря на все его новеллы, все равно мало.

«Нововведения в законодательстве позволят нам квалифицировать некоторые действия монополистов, за которые раньше мы не могли привлечь к ответственности. Но меры воздействия все равно нужно ужесточать», — призвал Павел Субботин.

Напомним, в феврале ФАС приняла решение о возбуждении дел в отношении ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Тем не менее пока работа ФАС с монополистами происходит по традиционному сценарию: миллиардные штрафы компании выплачивают и немедленно повышают цены на свою продукцию.

Фактически происходит дележ маленькой крупицей доходов с государством, что устраивает и участников рынка, и государство.

Анна Шабалина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
22.08.2012 Топливный союз: осенью цены на бензин могут вырасти на 2,5 рубля за литр

УрБК, Москва, 22.08.2012. Литр бензина на АЗС России к осени может вырасти в цене в среднем на 2–2,5 руб. Одна из ...

06.05.2011 «Коммерсантъ», Елена Никищенко и Виталий Мосеев: В полный рост

В Уральском федеральном округе (УрФО) повысились оптовые и розничные цены на бензин и дизтопливо. В начале мая ...

08.04.2011 Цены на бензин: как бороться с ростом?

Чиновники и нефтяные компании действуют в интересах друг друга. Правительство душит бизнес налогами, производители ...

25.06.2009 В Свердловской области резко выросли цены на автомобильный бензин

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» заявило об увеличении с сегодняшнего дня розничных цен на бензин на АЗС в Свердловской, ...

19.06.2009 «Областная газета» и Анатолий Горлов: «Октановые сюрпризы»

За последние две недели цены на автомобильное топливо в регионах России выросли в целом на 11 процентов. На ...