Бензин на Урале продолжит дорожать, при этом уже произошедший рост цен — ничто по сравнению с тем, что нас ждет в ближайшее время. Согласно экспертным оценкам, до 2013 года стоимость нефтепродукта на Урале возрастет на четверть. Региональные власти возместить потери населения не спешат: несмотря на предоставленное Федерацией право отказа от сбора транспортного налога, областные власти предусмотрели лишь его поэтапное снижение.
Напомним, свою обеспокоенность ростом цен на нефтепродукты глава ФАС Игорь Артемьев выразил еще в декабре 2010 года. Тогда рост стоимости нефтепродуктов был зарегистрирован в 66 регионах, с октября по конец января 2011 года рост цен по ряду позиций превысил 50%.
В феврале 2011 года ФАС приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний — ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» — по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Немало вопросов накопилось и к ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти».
На Среднем Урале компании, торгующие топливом, оправдываются, заявляя, что в 2010 году средняя цена на нефтепродукты в области выросла лишь на 7,7%, что соответствует уровню инфляции. Такую версию УрБК озвучили в ОАО «Газпромнефть-Урал».
Резкий же скачок цен на дизельное топливо в конце 2010 года участники рынка связывают с дефицитом продукта в регионе.
«В Свердловскую область просто не поступал данный продукт. В итоге мы закупали топливо, где только могли — и в Башкирии, и у «Лукойла», — заявила заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Газпромнефть-Урал» Елена Моисеева.
Впрочем, все это лишь цветочки по сравнению с тем, что нас ждет дальше. Власти уже сегодня открыто заявляют: к 2013 году средняя цена литра бензина вырастет до 30,5 рубля.
Как заявил накануне председатель комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков, только в 2011 году цены на бензин увеличатся до 25,4 рубля, в 2012 году — до 28 рублей, а в 2013 году и вовсе превысят 30 рублей за литр. Виной всему называют рост акцизов с 3,99 тыс. до 5–5,6 тыс. рублей за тонну.
Свое бессилие в данной ситуации признают и на федеральном уровне. Как заявил во время пребывания в Екатеринбурге заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев, ответа на вопрос, когда прекратится рост цен на нефтепродукты, у власти нет.
«Мы можем влиять на цену, снижая налоги, но тогда каким образом возмещать выпадающие доходы? Цены на бензин находятся в начале всей цепочки ценообразования, и государство будет делать все, чтобы эта цена была обоснованна и не выскакивала пузырем на общем фоне экономики страны», — заявил Валерий Язев.
В конечном итоге рост цен на нефтепродукты все более ощутимо будет бить по кошелькам россиян. Федерация предоставила регионам право отказаться от транспортного налога, что позволит хотя бы частично снизить нагрузку на население.
В Свердловской области воспользоваться этим правом областные власти оказались не готовы. В течение 2011–2013 гг. предусмотрено лишь поэтапное снижение ставок для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. В 2011 году она будет снижена на 40%, в 2012 году — на 30%, в 2013 году — еще на 30%. Для прочих категорий транспорта ставка будет снижаться на 10% ежегодно.
Как заявляют чиновники, полностью отказаться от транспортного налога область не может: бюджет потеряет порядка 1,5 млрд. рублей. А позволить себе такие траты могут лишь богатые территории вроде соседнего ХМАО.
Анастасия Упорова