Провал постиг очередной интернет-проект, к которому причастен оператор связи ОАО «Уралсвязьинформ» (U-tel). Интернет-пользователи уличили его в повторении логотипа переписи населения США 2010 года. Аналогичную картинку теперь можно увидеть на сайте «Перепись интернет-населения Урала», поддержку которого и осуществляет U-tel.
Проект «Перепись интернет-населения Урала», располагающийся по адресу ural-user.ru, стартовал 18 февраля. Его цель — составить реестр пользователей Всемирной сети на территории присутствия ОАО «Уралсвязьинформ»: в Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
В отличие от реальной переписи населения, которая решает стратегические задачи развития государства, цели пересчета интернет-населения непонятны. Возможно, поэтому какой-либо особенной популярностью проект пока не пользуется: за 10 дней на сайте зарегистрировалось менее 500 человек. Учитывая, что на территории УрФО и Пермского края проживает примерно 15 млн. человек и уровень проникновения сети Интернет составляет 30%, можно сделать вывод о том, что это всего чуть более 0,01% всех уральских пользователей Интернета.
Не помогают в деле привлечения внимания к проекту и различные рекламные приманки, предлагаемые сайтом. Несмотря на то что участники проекта смогут, как уверяют его авторы, не только «войти в историю», но и получить призы, участвуя в различных конкурсах, — к примеру, стать обладателями USB-хаба за самый красивый блин или выиграть iPhone за звание «Мистера Интернет Урала» — число зарегистрировавшихся ощутимо не выросло.
Эмблема «Переписи интернет-населения Урала» возмутила пользователей Всемирной сети своей схожестью с американским собратомЕдинственное, что привлекло внимание к проекту, — это логотип, на котором изображена рука, состоящая из нескольких цветных ладоней. Аналогичный рисунок использовался при проведении переписи населения США 2010 года.
Как отмечают эксперты, с позиции российского права наблюдается сходство «до степени смешения».
«Это подтвердит любой эксперт. И если данное графическое изображение было зарегистрировано надлежащим образом, то местные «новоделы» могут ответить по всей строгости законодательства о защите авторских прав. Вопрос в том, что за защитой нарушенного права должен обращаться Государственный департамент США, который вряд ли будет это делать», — считает адвокат Иван Кадочников.
При этом юристы уверены, что, если бы такое произошло в США, нарушителей авторских прав ожидали бы многомиллионные штрафы. Да и с точки зрения этики этого бизнеса такое поведение по меньшей мере некрасиво.
«Может быть, разработчики сэкономили. Возможно, дизайнер решил не мучиться, а просто порылся в Интернете и нашел этот логотип. Может, конечно, это сделано преднамеренно, какой-то смысл в этом заложен, — непонятно. Но точно это неэтично», — считает директор ООО «Рекламное агентство «Восход» Ирина Крафт.
Тем не менее некоторые эксперты относятся к произошедшему более лояльно, говоря о том, что при разработке подобных логотипов люди начинают мыслить стереотипно, а рука — это практически первое, что приходит в голову.
«Часто случается, что один и тот же логотип люди рисовали, не общаясь друг с другом. Я верю людям, которые говорят, что сами придумали. Никто не застрахован от того, что придуманный логотип уже работает на другом континенте», — считает преподаватель по маркетингу, рекламе и коммуникациям Высшей экономической школы при Институте экономики УрО РАН Наталья Колмакова.
Рекламные буклеты переписи населения США — 2010 содержали почти аналогичный рисунокБолее радикальную позицию занимает исполнительный директор коммуникационного агентства «МедиаПартнер» Марина Чумакова, отмечая, что логотипы, схожие вплоть до сочетания цветов, вкупе с идентичной концепцией мероприятия — это точно не случайность, а чистой воды плагиат.
«Да, в графическом дизайне есть актуальные для того или иного времени тенденции. Например, нынешним трендом являются логотипы-трансформеры или объемные логотипы. Но при совпадении используемого графического приема идеи визуальных образов все равно будут разными. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что данная ситуация — чистой воды плагиат. Причем не очень качественный даже в элементарном исполнении: в оригинале дизайнеры грамотно расположили шрифты, их цвета и размеры. В творении местных художников этого нет», — негодует Марина Чумакова.
Сам же создатель логотипа и разработчик сайта «Интернет-перепись Урала» — пермская компания ООО «Интернет для каждого», которая, кстати, является давним партнером «Уралсвязьинформа» (компания разрабатывала сайт для марки U-tel), — все совпадения с американским логотипом считает случайными.
«Вариантов изображения рук существует бесконечное количество, и комбинаций цветных рук тоже. И очевидно, что аналогичные идеи могут приходить в голову разным дизайнерам. Вполне возможно, что дизайнер видел логотип переписи населения США в 2010 году и это отложилось в памяти, но сходство не было намеренным», — сообщили УрБК в компании.
«Мы приятно удивлены тем, что аналогичный лого был выбран как символ американской переписи. Это лишний раз свидетельствует о том, что выбранный образ ладони прекрасно подходит под заявленную тематику», — заявили в ООО «Интернет для каждого».
В настоящее время в компании принимается решение о том, будет ли изменен знак с сохранением сути образа (ладони) или в этом нет необходимости.
При этом ОАО «Уралсвязьинформ» факт авторства проекта отрицает, говоря, что предоставляет лишь некую поддержку организаторам.
И все же отказ U-tel от авторства воспринимается наблюдателями как уловка. Сайт интернет-переписи выполнен в фирменном цвете марки, там расположены новости компании, существует раздел, отправляющий к личному кабинету абонентов U-tel, размещено пользовательское соглашение для личного кабинета, да и предоставляется бонус для абонентов оператора: они могут войти в проект под логином-паролем UКабинета.
В глаза также бросается копирайт «Уралсвязьинформа» внизу каждой страницы. Кроме того, не может остаться незамеченным тот факт, что сайт зарегистрирован на ОАО «Уралсвязьинформ».
Но U-tel не привыкать к практике отказа от авторства на подобный креатив. Так, в 2005 году было создано общественное движение U-mania, которое рисовало букву U на стенах и заборах города. Тогда «Уралсвязьинформ» и активисты открещивались друг от друга. И сейчас, когда налицо все признаки причастности к проекту переписи уральских интернет-деятелей, «Уралсвязьинформ» свою прямую причастность к этому отрицает.
Как бы то ни было, «Уралсвязьинформ» в плагиате обвинили уже не в первый раз. В сентябре прошлого года тариф U-tel «5 звезд» вызвал бурю негодования среди телеком-сообщества. Дело в том, что аналогичный тариф с тем же названием несколько ранее запустили МТС и «Комстар». Однако это не помешало обеим компаниям размещать рекламу, в том числе и наружную, на улицах города.
Впрочем, даже само название и логотип марки U-tel в свое время взбудоражили общественность явным сходством с украинским оператором связи Utel. От своего уральского собрата украинский логотип отличался только шрифтом. Тогда представители компании «Уралсвязьинформ» заявляли, что не видят оснований считать схожими (аналогичными) название украинского предприятия Utel/«Утел» и торговую марку U-tel/«Ютел».
При этом рекламная общественность недоумевает в отношении того, зачем создан проект ural-user.ru и какие он преследует цели, ведь актуальный повод — российская перепись населения — уже прошел.
Алена Тымонюк