«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Россиян не станут лишать аутстаффинга
С какого только боку не заходят законодатели, чтобы выправить дела с налогами и наполнением внебюджетных фондов. Теперь вот родилась идея отменить в России аутстаффинг и существенно ограничить на рынке труда гражданско-правовые отношения.
Поясним, однако. Под диковинным заморским словом имеется в виду «передача в аренду» работника одной фирмой другой фирме. Например, фирма могла бы сама нанять секретаршу. Но по каким-то соображениям не делает этого, а заключает договор с другой фирмой, в штате которой секретарша уже есть, — и те откомандировывают её.
По экспертным данным, сегодня в стране на условиях аутстаффинга трудятся порядка 100 тысяч человек (в официальной ведомственной статистике говорится и о 300 тысячах). Ещё пять миллионов человек работают по гражданско-правовым договорам возмездного оказания услуг. Это даёт возможность обеим сторонам обойти законодательные ограничения. Скажем, работодатель может нанять работника не навсегда, а лишь на исполнение конкретного заказа или проекта.
Выгода же работника заключается в том, что трудовой контракт помимо основного места работы можно оформить лишь на полставки, то есть доход получается ограниченный, потому что ставки окладов на предприятиях тоже ограничены и контролируются госорганами. Вся эта система сформировалась во времена оны, когда производительность труда была сильно ограничена. Сколько может работать человек помимо 8 часов на основной работе, чтобы не загнать себя? Ну, ещё часа четыре. Вот и оформляйте его на полставки! И ставки эти на предприятии не могли отличаться сильно, поскольку у людей тогда и ценность труда сильно не отличалась.
Но сегодня в постиндустриальной экономике специалист высокой квалификации может сделать очень много за малое время: бухгалтер посмотрит документы и сделает рекомендации, рекламист предложит новые идеи… Да им за час работы можно заплатить огромные деньги! Что в нашей правовой системе возможно только в рамках гражданско-правового договора.
Такие договора имеют до 5 миллионов граждан. Согласитесь, серьёзный массив «исключений» из общего правила — 64 миллиона россиян оформлены на работу по трудовым договорам. И никто, конечно, не может запретить депутатам думать, что иные фирмы заключают с работниками не трудовые, а гражданско-правовые договора, чтобы уклониться от уплаты налогов и перечислений в фонды. А те же гражданско-правовые договора (которые используют и при аутстаффинге) позволяют не отчислять на социальное и медицинское страхование (на пенсии отчисления идут при любых контрактах). В то время как социальные бюджеты зияют дырами.
Однако Правительство после некоторого временного лага, позволившего понять позицию бизнеса — а тот высказался резко против популистских новаций думцев, — по сути, отказало авторам законопроекта в положительном заключении на их инициативу. Аналитики засомневались — и, похоже, справедливо, ибо суровая российская действительность иного сценария и не предполагает, — что вместо переоформления контрактов на новый лад работодатели начнут работать с ними «вчёрную», то есть бюджет потеряет ещё и на подоходном налоге. Иной альтернативы нет: никто не станет по велению государства оформлять с временными сотрудниками бессрочный договор, и ни один суперпрофессионал не пойдет в прокрустово ложе «ставок» и «надбавок».
Позицию Кабинета высказал на днях в ходе заседания делового клуба РИА «Новости» заместитель главы Министерства здравоохранения и социального развития Александр Сафонов: «Если мы запретим заёмный труд, то кто завтра будет мыть окна в офисах и убирать, у нас не будет возможности пригласить грузчиков, когда они нам необходимы, например, при переезде, к тому же эти люди останутся без работы».
Кстати, вспомнили в правительственных структурах и о квалифицированных иностранных специалистах, которых сейчас активно зовут в создаваемые инновационные центры. В стране уже сейчас несколько тысяч таких энтузиастов, которых зарубежные фирмы отрядили за дополнительным заработком в Россию на условиях как раз «сдачи в аренду» (согласитесь, только ненормальный поедет к нам, уволившись с постоянного места в престижной европейской или американской фирме!). Если бы думская новация прошла, нам бы уже вряд ли кого удалось из-за рубежа завлечь, да и уже прибывшие сели бы в первый же самолёт из России.
Да, возможно, следует чётче прописать положения Трудового кодекса в части гражданско-правовых договоров. К слову, в Кабинете согласны проанализировать ситуацию и предлагают уже к осени подготовить поправки в ТК по гражданско-правовым категориям регуляции трудовых отношений и возмещения услуг.
Но по большей части нужно пересматривать саму идеологию ТК, которая была сформирована в другом социальном строе, в другой экономической формации. Постиндустриальная экономика — это невероятное расслоение доходов наёмного персонала, это индивидуальный подход к сотрудникам, когда вопрос ревизора «Почему вы Иванову платите столько, а Сидорову столько, хотя должности одинаковые?» попросту абсурден. Как абсурдна и концепция пожизненной занятости на одном предприятии.
Для того чтобы двигаться в будущее, России нужно современное трудовое законодательство…