На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин.— Александр Михайлович, в период кризиса из-за снижения объемов производства предприятия сократили выбросы в окружающую среду. Как обстоит ситуация с этим сегодня?— Мы до сих пор сталкиваемся с тем, что предприятия предоставляют нам информацию о снижении выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в связи с сокращением объемов производства. Именно об этом говорили представители ряда предприятий на недавно прошедшем в министерстве совещании контролирующих органов. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что это не говорит о том, что на предприятиях могут забыть о сроках достижения норм предельно допустимых выбросов. Эти сроки согласованы губернатором Челябинской области и должны соблюдаться. Если же предприятие отказывается от технологий, загрязняющих атмосферный воздух выше предельно допустимого уровня, это должно быть надлежащим образом оформлено. В противном случае речь пойдет об административной ответственности.
В проекте областной целевой программы природоохранных мероприятий значительно увеличен объем средств на независимый контроль выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Такой мониторинг позволит получить данные о реальных причинах тех или иных сверхнормативных выбросов.
— На Ваш взгляд, стали ли собственники компаний уделять больше внимания выполнению природоохранных мероприятий?— В прошлом году на мероприятия по снижению выбросов в атмосферный воздух предприятиями было направлено более 2 млрд. рублей собственных средств. Ожидаемый экологический эффект от их выполнения — предотвращение выбросов загрязняющих веществ в объеме более 54 тыс. тонн в год.
Собственники предприятий выполняют требования природоохранного законодательства и выделяют средства на выполнение природоохранных мероприятий в том случае, если есть контроль за названной деятельностью. Система контроля развивается, и поэтому становится меньше срывов выполнения природоохранных мероприятий, утвержденных предприятиям в установленном порядке. Кроме контроля за выполнением мероприятий, контролируется экологический эффект от их выполнения. При выявлении несоответствия фактического и запланированного экологического эффекта предприятиям выдаются предписания об устранении выявленных нарушений, т.е. выполнении дополнительных природоохранных мероприятий. Поэтому в целом можно говорить, что собственники компаний вынуждены уделять больше внимания природоохранной деятельности.
— В последнее время участились обращения челябинцев по поводу выбросов ЧМК и ЧЭМК. Насколько обоснованы жалобы горожан?— ЧМК остался единственным предприятием в городе, которое имеет источники сверхнормативных выбросов. Жалобы жителей на выбросы этого предприятия станут необоснованными только после того, как оно ликвидирует свои сверхнормативные выбросы. Сделать это ЧМК обязан до 1 января 2012 года.
ЧЭМК отчитался о сокращении сверхнормативных выбросов к 1 января 2009 года, однако результаты контроля фактических выбросов выявили превышения нормативов в 2009 году. В 2010 году органы Росприроднадзора провели еще две внеплановые проверки предприятия, и снова были выявлены нарушения. Поэтому природоохранная деятельность предприятия остается на контроле.
— На одном из совещаний в вашем министерстве было принято решение инициировать проверку ООО «Мечел-Кокс» и ООО «Равис», опять же в связи с обращениями граждан. Уже известны предварительные результаты проверки?— Действительно, обращения челябинцев с жалобами на неприятный «фекальный» запах прошедшим летом стали поводом межведомственного совещания в министерстве. Тогда, в сентябре, мы определили два предприятия, деятельность которых теоретически могла стать причиной появления этого запаха. Недавно в министерстве прошло еще одно совещание, на котором природоохранная прокуратура озвучила результаты проверки «Рависа». По данным надзорного органа, на птицефабрике не выявлено нарушений при обращении с удобрениями. В то же время информация прокуратуры не дала ответов на ряд вопросов об организации обращения с отходами на птицефабрике. Поэтому министерством направлены соответствующие запросы в областные министерства сельского хозяйства, промышленности и природных ресурсов, областные управления Россельхознадзора и Росприроднадзора. Сейчас Росприроднадзором проводится проверка «Мечел-Кокса».
— На протяжении многих лет экологическая обстановка в Карабаше оставалась для области одним из самых «больных» вопросов. Сегодня заметны улучшения? Если да, то за счет чего удалось достичь этого? — Прежде всего, хочу напомнить, что карабашскому предприятию более ста лет и огромный пласт экологических проблем был накоплен в советские годы. Сегодня ЗАО «Карабашмедь» работает в рамках нормативов предельно допустимых выбросов. Как вы знаете, весной этого года жители Карабаша жаловались на выбросы, что послужило поводом для внеплановой проверки деятельности предприятия Росприроднадзором. Тогда на предприятии были выявлены превышения по выбросам, которые сегодня они объясняют недочетами используемых технологий.
До 2017 года предприятие намерено вложить в природоохранную деятельность 7 млрд. рублей, результатом чего станет работа в рамках предельно допустимых выбросов. Кроме того, предприятие заключило договор с филиалом центра лабораторного анализа и технических измерений о контроле за выбросами и данные этих замеров показывают, что в течение последних шести месяцев превышений выбросов не зафиксировано.
— Можно ли говорить о том, что имидж Карабаша как «самого грязного города планеты» ушел в прошлое?— Этот имидж никогда не соответствовал действительности и не подтверждался официальными источниками. Безусловно, деятельность по производству меди на территории города Карабаша нанесла колоссальный ущерб окружающей среде, были загрязнены почва, водные объекты, в период наибольших выбросов медеплавильного комбината в 80-х годах прошлого века было очень высокое загрязнение атмосферного воздуха. Поэтому в 1994-1995 годах было выполнено комплексное экологическое обследование Карабаша для придания территории статуса «зона экологического бедствия» с целью получения средств федерального бюджета на ее реабилитацию. Названный статус территория города не получила, поэтому масштабных работ по реабилитации земель и водных объектов на территории города не проводилось. Вместе с тем в Карабаше принципиально уменьшилось загрязнение атмосферного воздуха за счет снижения выбросов: медеплавильный комбинат выбрасывал до 180 тыс. тонн загрязняющих веществ в год, выбросы ЗАО «Карабашмедь» в 2009 году составили 16,5 тыс. тонн. Это стало возможным после ввода в 2005 году на ЗАО «Карабашмедь» установки по утилизации серосодержащих газов. Актуальность реабилитации почв и водоемов, ликвидации накопленных отходов на территории округа сохраняется, но прекращение интенсивного текущего загрязнения окружающей среды позволит и самой природе восстанавливать ранее нарушенное.
— Когда все предприятия области начнут работать в пределах ПДВ, и какая работа проводится министерством в данном направлении?— Постепенно в области снижается число предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы в атмосферный воздух. Если в 2000 году их было 45, то сейчас 11. Это Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, предприятия Группы «Магнезит», Троицкая ГРЭС, завод «Уфалейникель», Златоустовский и Ашинский металлургические заводы, ООО «Шлаксервис»; «Лафарж Цемент» и «Катавский цемент». Как я и говорил раньше, сверхнормативные выбросы были зафиксированы в Карабаше, такая же ситуация была отмечена на ЧЭМК, хотя раньше предприятие отчиталось о достижении нормативов.
Мы фиксируем тенденцию сокращения сверхнормативных выбросов. За период с 2005 по 2009 год ликвидированы сверхнормативные выбросы в объеме 115 тыс. тонн ежегодно, а за счет выполненных в предыдущем году воздухоохранных мероприятий сокращение сверхнормативных выбросов в 2010 году составило еще 54 тыс. тонн.
В 2009 году в атмосферный воздух было выброшено 798 тыс. тонн загрязняющих веществ, что составляет около 16% от совокупного количества загрязняющих веществ, которые за год дают южноуральские промышленные предприятия. Остальное количество было уловлено очистными сооружениями.
Крупные промышленные предприятия — это объекты федерального контроля и их повседневная деятельность контролируется областными управлениями Росприроднадзора и Роспотребнадзора. В компетенции министерства находится контроль за соблюдением сроков выполнения природоохранных мероприятий, запланированных промышленниками для снижения выбросов до предельно допустимых нормативов. Согласно разработанным проектам достижения нормативов ПДВ, последние два предприятия (ОАО «ММК» и ООО «Шлаксервис») перейдут на работу без сверхнормативных выбросов в 2015 году.