Предстоящие массовые сокращения в ОАО «Уралсвязьинформ» могут стать не единственными в отрасли. Проблемы, которые компания пытается решить с помощью оптимизации кадров, являются общими для большинства операторов. Эксперты прогнозируют грядущий кризис в сфере телекоммуникационных услуг, а в центрах занятости не уверены, что рынок вакансий справится с наплывом дорогостоящих безработных.
Напомним, вскоре после того, как ОАО «Ростелеком» объявило о предстоящем поглощении регионального оператора «Уралсвязьинформ», появилась информация о запланированной реорганизации внутри поглощаемой компании. По заявлениям представителей УСИ, численность работников компании снижается планомерно в течение последних пяти лет. Вот только в этот раз «оптимизация» коснется самой элитной корпоративной прослойки — управленцев. В общей сложности без работы рискуют остаться почти две тысячи человек. В самой компании утверждают, что заявленная цифра почти в два раза меньше, однако в службе занятости получили заявку именно на 1,74 тыс. работников.
Ненужными «Ростелекому» оказались директора, руководители структурных подразделений, управленцы и так далее. Инженеров, техников и монтеров обещают не трогать.
«Ротация кадров — естественный процесс в любом бизнесе», — уверяет заместитель генерального директора УСИ по управлению персоналом Елена Ковальчук.
Однако в службах занятости оптимизм кадровиков не разделяют и уже предполагают острый дефицит вакансий по необходимым специальностям. По словам заместителя директора ГУ «Екатеринбургский центр занятости населения» Анатолия Кудряшова, свободных вакансий для служащих и работников ИТР всегда было меньше, чем для рабочих.
«Более 65% у нас — это вакансии для рабочих, остальное — для служащих. Сегодня уровень безработицы составляет 1,36% (10 тыс. человек). Пока наплыва соискателей у нас нет, но и от «Уралсвязьинформа» пока ни списков, ни уведомлений к нам не поступало», — заявил Анатолий Кудряшов.
Впрочем, большинство бывших управленцев явно не пойдут искать работу на биржу. Скорее всего, свой существенный вклад компания сделает именно в скрытую безработицу. Самые везучие, правда, уже сейчас начали заботиться о своем благополучии и смогли перейти на работу в головной офис — в «Ростелеком». Так, накануне на должность коммерческого директора национального оператора был назначен бывший коммерческий директор «Уралсвязьинформа» Павел Зайцев.
Коллеги из других компаний поддерживают будущих безработных только морально, уверяя, что хорошие специалисты всегда будут востребованы рынком. Кое-кто даже готов взять отдельные кадры в штат. Однако эксперты считают, что процессы, происходящие в «Уралсвязьинформе», являются симптомом общей болезни операторов.
«Кризис в сфере телекоммуникационных услуг имеет место быть. Стоимость услуг в конкурентной среде падает на глазах, а требования к качеству работы растут. В этих условиях имеет смысл оптимизировать внутреннюю структуру, чтобы снизить издержки. Возможно, вслед за «Ростелекомом» к подобным мерам будут вынуждены прибегнуть и другие операторы», — считает специалист в сфере IT-технологий Сергей Стариков.
Напомним, подобную оптимизацию в Екатеринбурге уже проводила МТС, перенеся свой call-центр в более дешевую во всех отношениях Самару. Переезд в компании тоже связали с необходимостью минимизации затрат: содержать офис в небольшом городе, где доступнее инфраструктура и ниже зарплаты, значительно выгоднее, нежели в мегаполисе типа Екатеринбурга. Тогда всем желающим уральцам даже предложили переехать в Поволжье, но предложение приняли немногие. В результате на поиски новой работы пошли сотни сотрудников МТС.
«Сейчас идет последовательное объединение дочерних компаний ОАО «Связьинвест» в один большой мегателеком — МРК присоединяют к ОАО «Ростелеком». Сокращение штатов, скорее всего, связано с тем, что у «Уралсвязьинформа» есть некие функциональные пересечения с уральским филиалом «Ростелекома»; кроме того, там действительно штаты раздутые. Это частично связано с неэффективностью управления и ужесточенными требованиями рынка. Где-то не хватает людей — в продажах, например. Сильно не хватает грамотного технического обслуживающего персонала и квалифицированных инженеров, зато много администраторов, которые занимаются тем, что передают бумаги друг другу», — считает аналитик рынка Михаил Климарев.
Только за последнее время на рынке произошло несколько сделок по слиянию и поглощению: «Комстар» объединяется с МТС, «Билайн» поглотил «Голден Телеком», а не так давно приобрел на Урале ЗАО «Форатек Коммуникейшн». Естественный процесс массовой консолидации был ускорен экономическим кризисом в 2009 году.
Специалисты констатируют: рынок серьезно лихорадит, и кризис лишь подстегивает и ускоряет процесс массовой консолидации. Некоторые компании не выдержали экономических трудностей, так как были ориентированы на взрывной рост. В кризис абонентская база стала расти более медленными темпами, поэтому планы были пересмотрены, и начался процесс слияний и поглощений.
Прогнозы неутешительны даже для гигантов.
«В результате сделки «Ростелеком» потеряет рынок. Потому что все эти процессы не направлены на завоевание рынка или абонента. Они направлены на завоевание собственности, активов. По сути, это лишь бумажная сделка, но сам процесс объединения довольно длительный. В компании будет нарушена масса бизнес-процессов, тем более что там, судя по всему, пока нет понимания, в какую сторону двигаться. В связи с перемещениями, заменой руководства, в связи с этим переходным процессом рынком никто заниматься не будет, все будут заниматься внутренней кухней. В итоге «Ростелеком» потеряет долю рынка, причем значительную», — полагает Михаил Климарев.
Этим, по мнению специалистов, воспользуется «большая тройка», тем более что они сейчас становятся универсальными операторами. В то же время рынок стационарной телефонии — основной бизнес МРК (включая ОАО «УСИ») и «Ростелекома» — падает. За последние полгода только рынок междугородной/международной связи упал на 8,5%, а поскольку у «Ростелекома» это основная услуга, то именно на этом компания будет терять рынок. Кроме того, «Ростелеком» поставил на технологию PON (Passive Optical Network), но она неэффективна, потому что слишком дорога: окупаемость некоторых проектов достигает десятков лет. В то же время АDSL (Asymmetric Digital Subscriber Line) уже и так достиг своего технологического предела.
В этой ситуации увеличивать свои доли рынка, по прогнозам экспертов, будут более мелкие операторы, ориентированные на клиентов и имеющие здоровую экономику.