В 2009 году в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области поступали жалобы на ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «Альфа-Банк» и ОАО «Банк 24.ру»
УрБК, Екатеринбург, 22.07.2010. За период с 2006 по 2009 год произошло значительное увеличение количества претензий граждан на действия кредитных организаций, констатирует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. Так, в 2009 году Управлением получено 90 письменных обращений, тогда как в 2006 году обратилось только 2 потребителя.
Претензии граждан, по данным Роспотребнадзора, связаны с деятельностью ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «АКБ «Росбанк», ООО КБ «Ренессанс Капитал», ОАО «Банк 24.рu», ООО «Русфинанс Банк» и других.
В ходе надзорной деятельности в этих кредитных организациях были выявлены следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей: не предоставление полной и достоверной информации об условиях оказания услуг; включение в договор условий, ущемляющих права потребителей: предоставление потребительского кредита только при условии оказания возмездных услуг по открытию и ведению банковского счета, страхования жизни и здоровья заемщика; взимание комиссий за открытие и обслуживание ссудного счета, выдачу кредита, досрочное погашение кредита; одностороннее увеличение банком процентной ставки по кредиту; ограничение права потребителя на выбор подсудности и другие.
В отношении кредитных организаций вынесено 9 постановлений о наложении административного наказания по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ. Одно постановление о привлечении к административной ответственности вынесено арбитражным судом в отношении кредитного потребительского кооператива граждан «РусФинанс», осуществлявшего привлечение денежных средств граждан во вклады без лицензии (часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ).
Значительное число поступивших обращений граждан, связанно с претензиями по начислению несоразмерно больших сумм штрафов (пеней), неправильное проведение расчета суммы задолженности, необоснованное взимание дополнительных плат и тому подобное. В данных случаях, Управлением предложено банкам рассмотреть вопрос о добровольной отмене (уменьшении размера) штрафов (пени), начисленных за нарушение срока оплаты кредитного договора, с учетом изложенных в жалобах доводов и положений статей 10, 14, 333, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, злоупотребление правом запрещено. Некоторыми банками приняты положительные решения об освобождении заемщиков от ответственности в виде штрафов (пеней) по ряду жалоб.
В случаях отказа от добровольного удовлетворения имущественных требований, гражданам разъяснено право на защиту нарушенных прав в суде, порядок привлечения специалиста государственного органа для дачи заключения по делу.
Ведомство отмечает, что в 2009 году суды общей юрисдикции стали чаще привлекать государственный орган для дачи заключений по делам о защите прав потребителей. В результате, увеличивается количество удовлетворенных требований граждан.