Банк России: число жалоб от потребителей финуслуг выросло на 15,8%
УрБК, Москва, 11.11.2025. За первые три квартала 2025 года Банк России получил на 15,8% больше жалоб от потребителей финансовых услуг, чем за аналогичный период прошлого года. Общее количество обращений составило 280 тысяч, как указано в материалах регулятора. Однако скорость роста этого показателя снижается: в первом квартале 2025 года прирост жалоб был 23,1% по сравнению с предыдущим годом, а в третьем квартале — только 11%.
Наиболее значительное снижение зафиксировано в категории ОСАГО. Потребители стали реже обращаться с жалобами на неправильное применение коэффициента бонус-малус (КБМ), что связано с возможностью самостоятельного уточнения или оспаривания его значения через сайт Национальной страховой информационной системы (НСИС). Количество таких жалоб сократилось почти на 70%.
На 21% увеличилось количество жалоб на банки. Основная причина — действия банков по борьбе с мошенниками и дропперами, такие как отказ в проведении операций и блокировка счетов. При этом жалобы на недобросовестные практики в автокредитовании снизились почти на четверть. Это связано с присоединением банков к меморандуму о принципах добросовестного автокредитования и отказом от сотрудничества с нечестными автодилерами.
Жалобы на микрофинансовые организации выросли более чем на 10%. Потребители чаще обращаются с проблемами при возврате денег за дополнительные услуги и оформлении кредитных каникул. При этом снизилось количество заявлений о навязывании дополнительных услуг, мошенничестве и недостоверной информации в кредитной истории.
Количество претензий к профессиональным участникам рынка ценных бумаг уменьшилось на 20,7%, особенно сократились жалобы, связанные с санкционными ограничениями, которые снизились почти в три раза.
Также значительно уменьшилось число жалоб на негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Более чем в два раза сократились обращения по поводу несогласия с переходом из Социального фонда России в НПФ и между самими НПФ.
По данным Центробанка, за январь — сентябрь 2025 года Банк России получил 204,3 тысячи обращений, что на 11,4% больше, чем за тот же период 2024 года. Однако одно обращение может касаться нескольких проблем и/или организаций. В январе — сентябре 2025 года одно обращение в среднем включало 1,4 жалобы, что на 0,1 жалобы больше, чем годом ранее.