В Санкт-Петербурге на Башне Мира появилась трещина
Стеклянная «Башня Мира» на Сенной площади Санкт-Петербурга пошла трещинами. Длинная продольная трещина пересекает три верхних стеклянных блока этого сооружения и делит каждый из них приблизительно пополам. Наиболее глубокие повреждения в самом нижнем из них - он находится на высоте около десяти метров над землей, сообщает «Фонтанка.ru».
Осколки пока еще не осыпаются, но эксперты, опрошенные изданием, сходятся во мнении - рано или поздно это произойдет, и считают безумием саму идею водружать высотные сооружения из стекла в центре города на Неве. Это сооружение было установлено в дни празднования 300-летия города и сопровождалось многочисленными скандалами. Башня состоит из двух прозрачных стеклянных полусфер, на которых выгравировано слово «мир» на 50 языках. В то же время в ГУП «Ленсвет», на балансе которого находится Башня, заявляют, что стекло дало трещины из-за высокой температуры воздуха в городе, но повреждения не критичны, пишет NEWSru.com.
«Из-за жарких дней, высоких температур стекло с одной стороны дало трещины, ведь стекло, как и всякий твердый материал, в тепле расширяется. Скорее всего, при монтаже были неверно рассчитаны тепловые зазоры», - сообщили в понедельник «Интерфаксу» в ГУП «Ленсвет».
По данным ведомства, повреждения на «Башне Мира» некритичные, трещины появились на одном из слоев материала. «Стекло там - аналог лобового стекла на автомобилях. Два слоя остались целыми», - подчеркнул собеседник агентства. При этом, по его словам, реставрация или замена стекла могут быть начаты только после издания соответствующего распоряжения и выделения средств, а при реставрационных работах необходимо будет учесть, что подобная погода с высокими температурами в Петербурге может повториться.
«Башня Мира» находится в ведении администрации Адмиралтейского района города. На баланс этого ведомства она была передана 19 мая 2003 года - сразу после вручения Петербургу этого «французского» подарка. Впрочем, обвинять райадминистрацию в разрушении башни не стоит: по мнению экспертов, появление трещин вполне закономерно - рано или поздно они должны были появиться, пишет «Фонтанка.ru».
«Похоже, что вибрации от метро дают себя знать, - сообщили изданию в Музее городской скульптуры, как только узнали о проблеме. - Такого результата следовало ожидать». «Чтобы точно определить причину, разумеется, надо осмотреть объект, но судя по характеру трещин, их появление вызвано именно вибрациями, - оценила фотографии треснувшей башни начальник отдела качества «Российской стекольной компании» Людмила Немыкина. - К счастью, стекла не разлетелись». Впрочем, по ее мнению, самым лучшим выходом из ситуации будет демонтаж башни, поскольку осколки начнут осыпаться уже в ближайшее время.
Еще один эксперт, Александр Калухин, управляющий директор по технической диагностике группы компаний «Городской центр экспертиз», полагает, что трещины могли появиться и из-за вибрации, и из-за климатических условий, мало подходящих для стеклянного строительства, а также - из-за некачественного исполнения проекта. Ошибку при эксплуатации эксперт полагает менее вероятной.
Появление «Башни Мира» в Петербурге сопровождалось скандалами и было не слишком желанным подарком, отмечает издание. Это архитектурное сооружение было включено в «юбилейный набор» к трехсотлетию города, и первоначально его появление было анонсировано как дар французского правительства Северной столице. Генеральный комиссар Генерального комиссариата по участию Франции в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга Марек Хальтер (по совместительству супруг автора работы, скульптора Клары Хальтер, - прим. «Фонтанка.ru»), неоднократно заявлял в СМИ, что башня выполнена для Петербурга по соглашению с тогдашним президентом Жаком Шираком. Планировалось, что Ширак будет присутствовать на торжественном открытии нового памятника в Петербурге.
Позднее выяснилось, что этот подарок - частная инициатива и правительство Франции не имеет к нему никакого отношения. Информацию об этом МИД Франции разместил на своем официальном сайте. Изменение статуса подарка могло повлечь за собой новые проблемы: крупные таможенные пошлины. Но этот вопрос обошли, оформив башню при доставке как «гуманитарный груз», отмечает издание.
Шли споры и по поводу размещения памятника. Против появления башни на Сенной возражала и культурная общественность, и многие политики, и местные жители. Однако победило мнение сторонников башни, в число которых входил и Иван Уралов, на тот момент занимавший пост главного художника Петербурга. По их мнению, сооружение в стиле «хай-тек» придало современную ноту классическому звучанию центра. Тем более, что и название будущего памятника было созвучно прежнему наименованию Сенной площади (и станции метро) - в советские времена она называлась «Площадь Мира».
Протестующих при этом успокаивали - сооружение временное, конструкция разборная, и если окажется, что подарок категорически не вписывается в окружающую среду, башню всегда можно будет перенести на другое место. Однако, когда в мае 2004 года представители общественности во главе с народным артистом России Кириллом Лавровым попытались поднять вопрос о переносе, им объяснили, что переместить башню с Сенной, конечно, можно, но, во-первых, дорого, а денег у города нет, во-вторых, обидится правительство Франции.