Обзор прессы
12.07.2010

«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: И дустом пробуют…

Выращенные китайцами овощи зачастую опасны для здоровья.

Прилавки магазинов сегодня ломятся от витаминной продукции: выбирай — не хочу. Вот покупатель и выбирает: «Огурчики откуда? Если местные китайские – не возьму. Не дай бог, отравлюсь…».

Произведенные арендаторами из Поднебесной овощи приобрели дурную славу в прошлом году, когда прокуратура совместно со специалистами Россельхознадзора выявила в Алапаевском районе сельхозпредприятие, производившее опасные для жизни и здоровья овощи. Некое ООО «Хун Ли» взяло в аренду 120 гектаров земли и выращивало в теплицах огурцы, помидоры, капусту и даже арбузы. Все, включая южную ягоду, росло как на дрожжах. Роль дрожжей выполняли разные химические стимуляторы, а сорняки и вредители уничтожались на корню сильнейшими ядам.

Естественно, созревшие до срока плоды содержали чуть ли не всю таблицу Менделеева. Причем в количествах, способных уложить едока если не в могилу, то на больничную койку. Так, в капусте, предназначенной для реализации, экспертиза обнаружила дельтаметрин. Содержание этого вещества, способного вызвать нарушения функций нервной системы, в 4,4 раза превышало допустимые значения. 35 тонн кочанов с опасной начинкой были уничтожены по решению суда, но это лишь малая часть того, что к тому моменту уже было съедено уральцами с подачи «Хун Ли».

Досталось и многострадальной землице — за два года эксплуатации гастарбайтеры так напичкали почву химикатами, что она уже не способна производить ничего, кроме химических мутантов. Особенно поразило специалистов Россельхознадзора то, что заезжие овощеводы активно применяли дуст, хотя опаснейший яд запрещен для использования во всем мире, в России он вне закона уже более сорока лет. Суд обязал арендаторов восстановить «убитую» землю.

Что сейчас происходит на полях возле села Махневское, которые волею местных латифундистов-арендодателей стали полигоном для производства химического оружия замедленного действия?

— В настоящее время часть работников «Хун Ли» занимаются рекультивацией земли, остальные граждане КНР территорию района покинули, — сообщила «Уральскому рабочему» старший помощник прокурора области Ольга Тетерина. — В соответствии с запретом, наложенным Алапаевским судом, в этом году на арендуемой китайцами территории ничего не выращивается, — подтвердила заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Свердловской области Галина Малейкина. — В середине мая специалисты центра агрохимической службы выезжали на место, чтобы взять пробы грунта и оценить эффективность рекультивации, проведенной арендаторами. Работа очень трудоемкая, поскольку у китайцев в обороте было 300 теплиц, в каждой использовались разные технологии, применялись разные химикаты. Наши агрохимики трое суток, можно сказать, жили на плантации.

Лабораторная часть исследований тоже займет немало времени, но и после этого специалисты вряд ли смогут дать однозначный ответ, полностью ли восстановлено естественное плодородие участка, не остались ли в почве вредные вещества.

— В распоряжении агрохимиков 129 аналитических стандартных тестов, тогда как в производстве сельхозпродукции используется 440 действующих химических веществ, с учетом модификаций их более тысячи, — поясняет Галина Петровна.

Получается, что большое количество вредных веществ исследователи просто не в состоянии «выловить». Соответственно нет возможности поставить барьер на пути опасной продукции, напичканной веществами-«диверсантами». Пока лаборатории обзаводятся более «широкозахватным» тестовым инструментарием, предприимчивые иностранные «колхозники» изобретают новые стимуляторы для повышения урожайности арендованных гектаров. Что они везут на Урал в бочках и мешках под видом удобрений, известно только самим гостям: с недавних пор правительство РФ отменило обязательную сертификацию товаров и услуг. В том числе — пестицидов. Сунуть нос в чужой багаж ни Россельхознадзор, ни Роспотребнадзор тоже не могут — не позволяет пресловутый 294-й федеральный закон, запрещающий «кошмарить» бизнес. Пусть уж лучше бизнес кошмарит потребителей, видимо, считает законодатель.

У бизнеса это получается хорошо. Алапаевская история с ядовитой капустой — лишь небольшой эпизод химической войны, которую ведут с уральцами квартирьеры с Востока. В прошлом году в Челябинской области уничтожено десять тонн огурцов, в которых был обнаружен мышьяк в количестве, четырехкратно превышающем предельно допустимую концентрацию.

Тогда же комиссия регионального минсельхоза выявила случаи самовольного захвата земли гастарбайтерами. Естественно, нелегалы не платили никаких налогов, а что и какого качества выращивали на захваченных гектарах, можно только догадываться. Одно доподлинно известно: в прошлом году китайские огурцы фурами возили из Челябинской области в Свердловскую.

Не исключено, что и нынче часть огурчиков на свердловских прилавках — с Южного Урала. Идентифицировать товар даже при большом желании невозможно: продавцы тщательно скрывают его происхождение. Они быстро среагировали на шум вокруг китайских огородников: теперь на ценниках не найдешь и намека на их причастность к производству продукта. Написал: «Россия» — и не придерешься, овощ-то действительно рос в родных пределах. Конечно, на бренд «Хун Ли» потребитель бы среагировал. Но, во-первых, до такой детализации информации торговцы не опускаются, во-вторых, уже назавтра этот же продукт будет красоваться на витрине под другой вывеской. Типа агрофирма «Отечество».

Это не совсем шутка. В одном из супермаркетов областного центра видела ценник, на котором было написано «Огурцы. Страна-производитель — отечественные». Хотя цена выдавала пупырчатые с головой: стоили они вдвое дешевле, чем прочие «соотечественники», выложенные на витрине. Собственно, только дешевизна овоща и служит косвенным признаком того, что в его качестве следует усомниться.

Проверить сомнения лабораторным путем у потребителя нет возможности. Экспертиза качества товара стоит дорого. Если претензии покупателя окажутся обоснованными, ее оплатит продавец. В случае отрицательного ответа раскошелиться придется мнительному покупателю. Как же при таких условиях защищать свое здоровье и жизнь?

— Требовать от продавца полную информацию о продукции, — советует специалист отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Ольга Харитонова. — По закону о защите прав потребителей он обязан указать и поставщика, и производителя, и даже номер упаковщика. Если такую информацию вам не предоставили или вы сомневаетесь в ее достоверности, в качестве продукта — обращайтесь с претензией к руководителю торгового предприятия. Не удовлетворены ответом — идите в Роспотребнадзор, а еще лучше — сразу в прокуратуру, потому что теперь все внеплановые проверки торговых точек мы проводим только с ее разрешения.

Конечно, ходить в овощную лавку через прокуратуру — не самый короткий путь, но на сегодняшний день он оказывается самым безопасным для потребителей…
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
17.02.2014 Роспотребнадзор раскритиковал половину свердловских муниципалитетов за бездеятельность в защите прав потребителей

УрБК, Екатеринбург, 17.02.2014. Свердловское управление Роспотребнадзора раскритиковало 48 из 94 муниципальных ...

19.03.2012 «Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Товарная диверсия

В данном случае имеется в виду федеральный закон о защите прав потребителей, чье двадцатилетие мы отмечали в минувший ...

14.06.2011 «Областная газета» и Татьяна Бурдакова: Прилавки остались без европейских овощей

Сегодня в магазинах ощущается не столько нехватка продукции, сколько недостаток информации для покупателей. Такой вывод ...

28.09.2010 «Областная газета» и Евгений Харламов: Защитить права потребителей

На оперативном совещании областного правительства и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере ...

27.11.2009 В Свердловской области китайцы выращиют смертельно опасные овощи

Алапаевской городской прокуратурой Свердловской области проведена проверка законности деятельности компании «Хун Ли», ...