Обзор прессы
19.03.2012

«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Товарная диверсия

В данном случае имеется в виду федеральный закон о защите прав потребителей, чье двадцатилетие мы отмечали в минувший четверг.

А неприятный для продавцов и производителей вердикт вынесен сотрудниками управления Роспотребнадзора по Свердловской области, которые за год осуществили более 4,5 тысячи проверок на товарном рынке региона.

Самое пристальное внимание специалисты надзорного ведомства уделяют продуктам питания повседневного спроса. И не напрасно: по причине неудовлетворительного качества в ходе проверок забраковано около 2 тонн съестного. Львиная доля пищевого брака — на совести хлебопеков из Новоуральска, где была снята с реализации крупная партия хлебобулочных изделий с плесенью. В общей же сложности несъедобной признана треть протестированной Роспотребнадзором хлебной продукции.

Конечно, это не означает, что каждая третья буханка не годится в пищу, — вся поступающая на прилавки продукцию не экзаменуется по качеству. Это невозможно по двум причинам. Во-первых, чтобы провернуть такой объем работы, Роспотребнадзору потребовалось бы удесятерить штаты. Во-вторых, закон позволяет проводить плановые проверки конкретного предприятия не чаще, чем один раз в три года. Внеплановые — только по заявлению потребителей и с согласия прокуратуры. Соотношение регламентных и инициированных проверок — 30 и 70%.

Следовательно, степень продовольственной безопасности не в последнюю очередь зависит от того, насколько потребители взыскательны к качеству приобретаемых продуктов. Увы, всеядность нашего брата дает бракоделам беспрецедентные преференции: по словам руководителя областного управления Роспотребнадзора Сергея Кузьмина, лишь один из ста потребителей знает свои права и умеет их защищать.

В результате производители легко позволяют себе нарушать технологию, давать неполную или недостоверную информацию о своей продукции. Особенно беспокоит специалистов Роспотребнадзора то, что участились случаи поставок на рынок Свердловской области фальсифицированных продуктов. Чаще всего этим грешат изготовители молочных консервов, заменяя натуральное молоко растительными жирами. К таким же уловкам прибегают маслоделы. Производители колбас, экономя натуральное мясо, используют в качестве наполнителя сою, крахмал, другие несанкционированные добавки. Завышенное содержание ледяной глазури на мороженой рыбе также позволяет отнести этот продукт в разряд фальсифицированных. Равно как и мясо куры, в котором доля влаги выше нормы.

Не лучше ситуация и с непродовольственными товарами — доля забракованных в прошлом году тоже увеличилась. Чаще всего причиной непочетной «отставки» обиходного ассортимента оказывается отсутствие полной информации о потребительских свойствах товара, информации об изготовителе, его местонахождении. Сплошь и рядом азиатское происхождение изделия маскируется под европейское: например, вместо Китая на ярлыках указываются Германия или Англия.

С этого года законодатель ужесточил ответственность производителей и продавцов за нарушение требований к качеству товара, по мнению Сергея Кузьмина, это подействует отрезвляюще на недобросовестных участников рынка. Так, если раньше максимальный штраф не превышал 40 тысяч рублей, то теперь нарушители могут быть оштрафованы на сумму от 100 до 700 тысяч рублей. Правда, решение о такого рода санкциях будет принимать не Роспотребнадзор, а суд.

Но как показывает судебная практика, рассчитывать на снисхождение со стороны Фемиды зарвавшимся предпринимателям не приходится: суды поддерживают до 90% исков, поданных в интересах потребителей. В прошлом году, например, общая сумма сатисфакции составила 8,7 млн рублей.

Свердловчане могли выиграть гораздо больше, если бы воспользовались судебными решениями, вынесенными в интересах неопределенного круга потребителей. Так, управление Роспотребнадзора взяло под защиту жителей поселка Арамиль, где летом регулярно отключают горячую воду. Признав действия коммунальщиков незаконными, суд избавил пострадавших от необходимости индивидуально доказывать свое право на возмещение ущерба. Заявителю достаточно воспользоваться типовым заявлением в суд, выложенным на сайте Роспотребнадзора, присовокупив финансовые документы: квитанции, платежки и т. д.

В прошлом году суды приняли 16 таких «универсальных» решений, сумма потенциальных выплат составляет 344 млн рублей. К сожалению, далеко не все, кто получил возможность бесхлопотно вернуть свои деньги, догадались это сделать. Но, как заверила начальник отдела защиты прав потребителей Наталья Афанасьева, это не поздно сделать и сейчас: срок исковой давности по имущественным спорам — 3 года. Заодно посоветовала тем, кто не имеет возможности получить образцы исковых требований через Интернет, обратиться в консультационный центр (их по области 16), где бесплатно помогут оформить нужные бумаги.

Самоуправство управляющих компаний — головная боль не только потребителей коммунальных услуг, но и правозащитников — тоже. При проверках нарушения потребительского законодательства выявлены в 74% случаев.

— Больше всего претензий к качеству предоставляемых услуг. Часто УК некорректно выставляют счета по оплате общедомового потребления ресурсов. Ставку по графе «Содержание жилья» устанавливают самостоятельно, тогда как должны согласовать ее с общим собранием собственников. Также без согласования навязывают жильцам дополнительные услуги: охрану, страхование, установку домофонов, рассчетно-кассовое обслуживание. Безосновательно отказывают в перерасчете платы за некачественные услуги, — перечисляет прегрешения коммунальщиков Наталья Афанасьева.

По мнению Натальи Федоровны, только активная позиция самих потребителей позволит остановить произвол на рынке потребительских услуг. В помощь населению Роспотребнадзор вот-вот откроет единый информационный сайт «Защита прав потребителей», где будут выкладываться результаты проверок, а также публиковаться черный список недобросовестных хозяйствующих субъектов потребительского рынка.

Прочитать материал полностью: http://газета-уральский-рабочий.рф/society/4185/
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
22.07.2010 Чаще всего жители Свердловской области жалуются на предприятия торговли

За 2009 год от граждан в свердловский Роспотребнадзор и другие надзорные органы поступило 46 тыс. обращений, касающихся ...

22.07.2010 Роспотребнадзор: Чаще всего жители Свердловской области жалуются на предприятия торговли

УрБК, Екатеринбург, 22.07.2010. За 2009 год от граждан в свердловский Роспотребнадзор и другие надзорные органы ...

12.07.2010 Управление Роспотребнадзора по Свердловской области: Количество претензий к организациям, оказывающим жилищно-коммунальные и финансовые услуги, увеличилось за прошлый год в 1,4 раза

УрБК, Екатеринбург, 08.07.2010. «Предполагаемые экономические потери потребителей в 2009 году из-за приобретения ...

14.01.2010 Более 90% предприятий ЖКХ Свердловской области нарушают закон

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области представило информацию о результатах надзора территориальных ...

13.03.2009 Начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева: В прошлом году количество жалоб увеличилось на 20% по сравнению с 2007 годом

УрБК, Екатеринбург, 13.03.2009. «В прошлом году к нам поступило 8,5 тыс. жалоб потребителей. Это на 20% больше, чем в ...