«Областная газета» и Татьяна Бурдакова: Прилавки остались без европейских овощей
Сегодня в магазинах ощущается не столько нехватка продукции, сколько недостаток информации для покупателей. Такой вывод сделали министр торговли, питания и услуг Свердловской области Дмитрий Ноженко и руководитель управления Роспотребнадзора по Свердловской области Сергей Кузьмин в ходе объезда супермаркетов Екатеринбурга.
Повод к поездке дал введённый со 2 июня 2011 года запрет на ввоз в Россию свежих овощей, ягод и грибов, произведённых до 15 апреля нынешнего года в 27 странах Европейского Союза. Такие ограничения введены из-за вспышки опасной кишечной инфекции, от которой в Европе уже умерло несколько десятков человек.
Дмитрий Ноженко, Сергей Кузьмин и член Общественной палаты Свердловской области Ринат Садриев побывали в трёх магазинах: на улицах Восточной, Луначарского и Малышева. Везде ситуация выглядела, на первый взгляд, вполне благополучно. Овощные прилавки вовсе не опустели, хотя европейская продукция снята с продажи.
— Потери заметны только в ассортименте, — говорит директор одного из проинспектированных магазинов Александр Чернов. — Особенно сильно это заметно по перцу. Не секрет, что многие популярные сорта производит только Голландия. Перец «Светофор», красный, оранжевый, жёлтый — замены ему в других странах просто не найти. Эта часть линейки продуктов у нас действительно сейчас выпала. Но на прилавки поступил зелёный перец из Средней Азии, а примерно через месяц к нам оттуда же привезут и более яркие сорта перца.
По его словам, на оптовых базах Екатеринбурга сейчас заметно повысился спрос на недорогие овощи российского производства.
— За всем доступным и отечественным на базе выстраивается очередь из представителей торговых сетей. Мы же все быстро поняли, что нужно перестраховаться до тех пор, пока эту бактерию в Европе найдут. Чтобы успеть закупить для своего магазина овощи, нужно вставать пораньше, но мы с этим справляемся без проблем, — рассказывает Александр Чернов. — К счастью, оптовики начали перестраиваться, больше привозят овощей. Да и наша торговая сеть неплохо подготовилась к подобной ситуации. Значительную часть овощей мы давно уже возим из Богдановичского района Свердловской области. У нас там налажены хорошие связи с сельхозпредприятиями.
Как утверждают представители торговых сетей, исчезновение овощей-»европейцев» с прилавков не приведёт к подорожанию продуктов. К счастью, история с появлением опасной инфекции в Европе пришлась на начало «дешёвого сезона». Уже поспевают овощи в Средней Азии, которые к нам везут в большом количестве. В такой ситуации цены скорее начнут падать, чем расти.
Всё это хорошо, но покупатели, которые обоснованно волнуются по поводу возможного проникновения в нашу страну опасной инфекции, в большинстве случаев не имеют возможности точно знать, откуда и когда привезли тот или иной вид продуктов. Почти во всех проверенных магазинах не было видно сведений о стране-производителе и дате изготовления. Напомним, сейчас принципиально важна дата — 15 апреля 2011 года. Все европейские овощи, выращенные после этого дня, считаются потенциально опасными.
Как подтвердила начальник отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Шелунцова, такая информация должна быть доступна покупателям согласно требованиям федерального закона «О защите прав потребителей».
— Мы проехали по нескольким магазинам. Основное замечание у нас к ним заключается в том, что на ценниках не полностью отражена информация о производителях товаров, — объяснил Дмитрий Ноженко. — Запрет на ввоз наложен как раз во время того сезона, когда к нам поступает продукция из стран Ближнего Зарубежья, появляются овощи от местных производителей. Поэтому дефицита нет. Правда, ощущается уменьшение товарной линейки и внутригруппового ассортимента. Например, нет голладского перца. Он красивый, яркий, но запрещён.
По его словам, в целом продукты из Европы сегодня занимают примерно двадцать процентов в ассортименте наших магазинов, из стран Ближнего зарубежья — тридцать процентов, товары из России — около сорока процентов.
— Мы делаем всё возможное для того, чтобы доля отечественных продуктов увеличивалась, — пояснил Дмитрий Ноженко. — Но все понимают, что нужно принимать во внимание климатические особенности России. Есть страны, где климат настолько благоприятен, что производство овощей и фруктов обходится значительно дешевле. А основным фактором в торговле является цена.