С введением нового технического регламента на молоко и молочную продукцию такие понятия, как «молоко» и «молочный напиток», будут четко разграничены. Это сделано в первую очередь с целью помочь потребителю узнать, что именно он выбирает в магазине — настоящее сырое молоко или растворенный в воде порошок.
Соответствующий технический регламент был принят в прошлом году. А 7 июля 2010 года Государственная Дума РФ внесла в него несколько уточняющих поправок, касающихся молока и молочной продукции.
Отныне основные термины техрегламента дополнены конкретными понятиями, такими как «сырое обезжиренное молоко», «питьевое молоко обогащенное», и другими. Кроме того, уточнены такие термины, как «молочный напиток», «айран», «зерненый творог» и даже «мороженое пломбир». Помимо всего прочего, более детально прописаны и уточнены процедуры реализации сырого молока на сельскохозяйственных рынках и в специально отведенных местах из молочных цистерн и другой транспортной тары.
Новый закон ужесточает требования к применению пищевых добавок в питьевом молоке и кисломолочных продуктах. В частности, предлагается не допускать применения никаких пищевых добавок, кроме функционально необходимых, как, например, бактериальная культура при производстве кисломолочных продуктов.
Закон есть закон, и с введением техрегламента компании, занимающиеся производством молока и молочных продуктов, вынуждены были переименовать некоторые продукты.
Внесенные поправки упростили жизнь покупателей, но значительно усложнили ее некоторым производителям. Раньше, до введения регламента, кто-то из них мог продавать под названием «молоко» гораздо более дешевый по себестоимости «молочный напиток» и выигрывал на рынке за счет снижения цен, чего не мог себе позволить производитель молока настоящего. Отныне же капризный потребитель, который с трудом привыкает ко всему новому, вряд ли выберет продукт под не очень аппетитным названием «молочный напиток», считают эксперты.
Мнения специалистов по поводу изменения поведения покупателя с введением техрегламента разделились. Помощник директора ОАО «Екатеринбургский городской молочный завод № 1» Ольга Яцкевич констатирует снижение спроса на переименованные продукты. «С появлением нового технического регламента на молоко и молочную продукцию люди перестали покупать такой продукт, как молочный напиток. Их просто пугает название, это понятно. Никому не хочется покупать молочный напиток, если можно просто купить молоко. А пока мы были вынуждены снять с производства молочный напиток», — говорит О. Яцкевич.
Несмотря на статистику компаний-производителей, реализаторы придерживаются разных мнений. В сети магазинов «Купец» утверждают, что покупательский спрос на переименованную продукцию не изменился и что людей изменение названия привычного продукта не испугало. «Мы ведем статистику спроса на определенный продукт, и можно смело заявить: с переменой этикетки какие-то продукты стали менее популярны», — сообщили в отделе менеджмента по развитию направлений торговли сети «Купец».
Существует и такая точка зрения, что покупателю все равно, какой продукт он покупает, — гораздо важнее то, сколько это стоит. В сети продуктовых магазинов «Кировский» твердо убеждены, что большая часть покупателей, приходя в магазин за продуктами, смотрит не на этикетку, а на ценник.
«Вообще, мы реализуем всю молочную продукцию по демократичным ценам. В то же время анализ покупательской способности показывает, что сегодня большая часть населения при покупке молочной продукции смотрит только на стоимость. В настоящее время именно цена является основным ориентиром при покупке молока. Получается, что покупателю не столь важно, молочный напиток ли это или всё же молоко», — говорит пресс-секретарь сети супермаркетов «Кировский» Ольга Нагибина.
Поведение рынка пока никто прогнозировать не берется. С появлением нового технического регламента появилась тенденция к четкому разграничению понятий и терминов. С введением поправок в закон тенденция усилится, и недобросовестные производители молочной продукции уже не смогут демпинговать, а потребитель будет знать, что на самом деле находится в выбранной упаковке.
Валентина Попова