«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: Инновационный дисконт
Свердловские власти начали распродажу площадей на готовящейся выставке «Иннопром-2010», заявленной в качестве ежегодной международной площадки по обмену инновационными технологиями в промышленности. Дисконт, предлагаемый потенциальным участникам, составляет от 50% до 70% от прайса. Отраслевые эксперты говорят, что такие скидки, как правило, свидетельствуют об организационных проблемах и могут негативно повлиять на статус выставки.
Выставка инноваций и технологий «Иннопром-2010» должна пройти в Екатеринбурге 15-19 июля 2010 года. Она анонсировалась свердловскими властями как крупнейшая международная площадка для демонстрации иностранным и отечественным инвесторам технологических и инновационных проектов. Предполагалась, что «Иннопром» также может попасть в программу визита глав России и Германии в Екатеринбург, где в июле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев и канцлер ФРГ Ангела Меркель проведут рабочую встречу. Выставка разместится на площадках строящихся логистических терминалов «Русь» и «Чкаловский» общей площадью около 40 тыс. кв. метров. Организатором выставки выступает правительство Свердловской области при поддержке министерства промышленности и торговли РФ, а ее оператором, отвечающим за наполнение выставочных площадей, — московское ООО «Формика».
По оценкам председателя комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию областной думы Владимира Машкова общий бюджет выставки составляет порядка 120 млн рублей, из которых 30 млн рублей — средства областного бюджета. «Насколько мне известно, еще 90 млн рублей, необходимых на орграсходы, предполагалось получить за счет взносов участников», — говорит господин Машков. По словам генерального директора торгово-логистического комплекса «Чкаловский» Олега Соболева, его компания передает площади под выставку на безвозмездной основе. «Выставка будет ежегодной и будет проходить на нашей площадке, поэтому в этом году мы опробуем этот формат, а после будем предлагать свои площади уже на коммерческой основе», — уточнил господин Соболев.
Но денежные поступления от участников выставки могут оказаться существенно ниже ожидаемых. Как рассказали „Ъ” сразу несколько источников, знакомых с ходом подготовки «Иннопрома», свердловское правительство продает выставочные площади с большим дисконтом. Это подтверждают и уже зарегистрированные участники выставки. Так, по словам заместителя генерального директора по продажам ООО «Завод Медсинтез» Павла Шулева, его компания получила 50%-ную скидку на размещение своего стенда. «Нам пояснили, что в условиях выставки предусмотрено льготное размещение инновационных предприятий со своими разработками. Размещение без скидок обошлось бы в 270 тыс. рублей за 20 кв. метров», — сообщил господин Шулев. Со скидкой купило место и ООО «Пенетрон-Россия». Правда, размер дисконта в компании не разглашают, отмечая лишь, что для «Пенетрона» «она не столь значительна». По словам заместителя директора ирбитского аграрного техникума Валерия Рожнева, его учреждению обещали 70%-ный дисконт. «Мы планируем продемонстрировать разработанный нашими преподавателями проект в области энергоэффективности для СПК „Калачевский”. По прайсу наша площадка обошлась бы почти в 100 тыс. рублей. Для нас это слишком большая цена, поэтому нам пообещали снизить ее до 30 тыс. рублей», — сообщил он.
Первый заместитель министра экономики Свердловской области Виталий Недельский подтверждает, что система скидок существует, но она связана с желанием организаторов «сконцентрироваться на содержательной стороне выставки». «Мы стараемся предоставлять скидки только тем участникам, которые привезут на выставку действующие макеты своих инновационных разработок, а не просто презентацию на флешке. Транспортировка таких макетов требует больших финансовых затрат, а многие в своих бюджетах эти затраты не закладывали. Потому мы предусмотрели скидки. В принципе выставка и не заявлялась как коммерческий проект. Для нас важно в этом году привлечь как можно больше участников», — уточнил господин Недельский. По его словам, в настоящее время на выставку заявилось около 200 участников, заполнены 20 тыс. кв. метров терминала «Чкаловский», сейчас заканчивается размещение в терминале «Русь». По сведениям „Ъ”, от Свердловской области о намерении принять участие в «Иннопроме» сообщило 180 организаций, из них 49 образовательных учреждений и 10 муниципалитетов.
Опрошенные „Ъ” операторы выставочных площадок предупреждают, что такие высокие скидки могут негативно отразиться на репутации выставки. «Случаи, когда скидки для участников достигали 50%, были, но, как правило, они носили исключительный характер. Максимальная скидка в выставочном бизнесе обычно не превышает 30%. И то ее получают только эксклюзивные клиенты, которые покупают большие площади», — отмечает президент ООО «Уралэкспоцентр-Евроазиатский выставочный холдинг» Александр Баранов. С ним соглашается и исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок Людмила Смородова: «50% — очень большая скидка, которая говорит о снижении качества самой выставки». Заместитель директора по выставочным проектам ООО «Экспоком» Юлия Нуруллина добавляет: «Практика демпинга возможна и случается в нашей практике, но чаще всего ее применяют разово, когда нужно один раз собрать очень много экспонентов. Если же речь идет о ежегодной выставке, то давать большие скидки опасно — на следующий год клиенты на рыночных условиях уже не пойдут, да и сам статус мероприятия пострадает, так как не происходит отбора участников по статусу», — считает госпожа Нуруллина.