«РБК daily» и Галина Старинская: «Сургутнефтегазу» предложили сделку
Венгрия хочет выкупить долю российской компании в MOL
Новое венгерское правительство провело переговоры с «Сургутнефтегазом» о покупке его доли в компании MOL. По информации венгерских СМИ, стороны пока не смогли договориться о цене и условиях. Впрочем, сделка вряд ли состоится, поскольку у Венгрии нет денег, а «Сургут» не будет продавать пакет ниже покупной цены.
Венгрия хочет приобрести долю «Сургутнефтегаза» в MOL, сообщила венгерская газета Nepszabadsag со ссылкой на неофициальный источник. По данным издания, стороны провели переговоры, однако никаких договоренностей не было достигнуто. В пресс-службе российской компании отказались комментировать эту информацию. С представителем правительства Венгрии связаться вчера не удалось.
В субботу новым премьер-министром Венгрии стал Виктор Орбан. Ситуацию вокруг венгерской и российской компаний он характеризовал ранее как «неблагоприятную». В то же время глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов говорил, что после выборов «ситуация будет двигаться в правильном направлении». Он рассчитывал, что новые власти примут решение «разрешить инвесторам оценить привлекательность Венгрии для зарубежных инвестиций».
«Сургутнефтегаз» купил 21,2% MOL весной прошлого года в два раза дороже рыночной цены (за 1,4 млрд евро) у австрийской OMV Group. Примерно столько же стоит этот пакет сейчас на рынке. Для российской компании это стало первым и единственным зарубежным приобретением, а для самой MOL и властей Венгрии сделка была полной неожиданностью. К новому акционеру они отнеслись недоброжелательно и отказались одобрить покупку. В результате «Сургут» не попал на годовое собрание акционеров в прошлом году, а на недавнем собрании (29 апреля) принимал участие как наблюдатель, не имея права голоса. Более того, акционеры MOL второй год подряд решили не выплачивать дивиденды, а также проголосовали за внесение в устав компании поправок, разрешающих ей увечить долю казначейских акций с 10 до 25% уставного капитала (сейчас — около 7%).
Информация о том, что «Сургут» может продать свой пакет в MOL, появлялась неоднократно. Так, по некоторым данным, компания вела переговоры с британской Sinocor об обмене акций MOL на долю в третьей по величине в мире нефтехимической компании Ineos, но условия сделки не удовлетворили стороны. Предполагался и другой вариант обмена: «Сургут» мог отдать акции MOL польской PKN Orlen, получив взамен Mажейкяйский НПЗ. Однако г-н Богданов опровергал намерение продавать пакет в MOL. В свою очередь, российское правительство обещало поддержку «Сургуту» в сложившейся ситуации.
У Венгрии сейчас нет денег для выкупа доли «Сургутнефтегаза», отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. «Вероятно, венгерские власти пытаются сбить цену. Но российская компания не станет выходить из MOL, учитывая, что купила она долю достаточно дорого», — говорит он. Тем не менее «Сургут» продолжит попытки получить доступ к управлению в MOL, так как в отношении венгерского предприятия у российской компании были экономические и политические планы, в частности укрепление позиций в Восточной Европе, добавляет эксперт.
«Ценовое предложение должно быть очень хорошим, чтобы «Сургут» расстался со своим пакетом. А Венгрия не станет платить много, поскольку у нее и так есть контроль в MOL», — говорит аналитик Rye, Man and Gor Securities Константин Юминов. Возможно, «Сургутнефтегаз» и продаст свой пакет в MOL сторонней компании, однако это произойдет не в ближайшей перспективе, добавляет он.