Ведомости, Елена Виноградова и Филипп Стеркин: Назло экономике
Подержанные автомобили за I квартал 2009 г. подорожали на 10% — такой сильный рост отмечен впервые с 2008 г. Новые машины тоже дорожают. Это вызвано оживлением спроса, который растет, несмотря на отсутствие явного улучшения в экономике, отмечают эксперты.
Цены предложения подержанных автомобилей в I квартале 2010 г. выросли в среднем на 10-12% по сравнению с IV кварталом 2009 г., свидетельствуют данные консультанта по подбору подержанных автомобилей «Подборавто». Такие же данные получила компания SmartUs, проанализировав 1,5 млн объявлений о продаже автомобилей в первые три месяца года.
И быстрее всего дорожают недорогие модели, отмечают эксперты «Подборавто»: например, если средняя стоимость трехлетней BMW 3-й серии выросла почти на 10% с 760 000 до 830 000 руб., то пятилетний Hyundai Getz подорожал на 16% с 241 000 руб. до 280 000 руб. А вообще, автомобили стоимостью до 400 000 руб. подорожали не менее чем на 12%, показывает анализ предложения.
Подержанные машины не дорожали уже полтора года — их стоимость определяется спросом, а он был низким, считает гендиректор «Подборавто» Михаил Зотов. Сейчас спрос оживился и средние цены на автомобильный секонд-хэнд стали возвращаться к привычному соотношению с ценами на новые автомобили: автомобили в возрасте одного года в зависимости от класса и состояния, как правило, оцениваются в 70-90% новых, двухлетние — в 60-80%, трехлетние — в 50-70%.
Рост цен связан с тем, что дешевые машины закончились, считает Ефим Заруцкий, руководитель отдела трейд-ин дилерского центра «Атлант М Тушино». В прошлом году продавцы подержанных автомобилей демпинговали, тогда как на новые цены повышались, объясняет он. В этом году спрос улучшился и необходимости демпинговать нет и в итоге например, за Volkswagen Passat 2008 года выпуска, который в 2009 г. отдавали за 950 000 руб., в этом году просят 1,1-1,2 млн руб., сообщает Сергей Голуб, руководитель отдела трейд-ин дилерского центра «Атлант М Бажово». На подержанные Skoda цены за I квартал выросли до 20% по сравнению с последними месяцами 2009 г., отмечает Заруцкий. При этом цены на новые модели этой марки растут на единицы процентов в год, и сейчас этот рост нивелируется спецпредложениями.
В компании BlueFish, входящей в группу «Рольф» и специализирующейся на продаже подержанных автомобилей, явного изменения цен сделок за последние полгода не зафиксировали, зато отметили рост спроса: продажи компании в I квартале 2009 г. увеличились на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил директор по маркетингу Василий Мостицкий. Это он объясняет как оживлением рынка в целом, так и стараниями BlueFish: специальными акциями, дополнительными услугами и кредитными продуктами. Сергей Саблин, руководитель направления подержанных автомобилей группы «Автомир», также не видит значительного роста цен — растут скорее запросы продавцов, говорит он.
При этом самые ликвидные новые машины в дефиците — производители, не надеясь на оживление спроса, урезали квоты до минимума, говорят дилеры.
Цены на новые машины продолжают расти. В «Независимости» средние цены в I квартале 2010 г. в среднем на 30% выше, чем в I квартале 2009 г., и на 21% выше, чем в IV квартале 2009 г., подсчитал Александр Ломакин, директор по продажам новых автомобилей группы компаний «Независимость». В «Рольфе» отметили увеличение по разным маркам от 5% до 15%, что связано с большими скидками, представлявшимися в 2009 г., говорит представитель компании Мария Заикина.
Рост продаж связан с некоторым оживлением потребительского спроса, но пока это отложенный спрос: в кризис люди предпочитали откладывать, теперь понемногу начинают тратить накопленное, объясняет Игорь Поляков из ЦМАКП. Вырос спрос и на недвижимость: в марте в Москве зарегистрировано на 71% больше сделок купли-продажи квартир, чем в феврале, и на 59% больше, чем в марте прошлого года. Большинство сделок альтернативные — граждане пытаются воспользоваться послекризисным затишьем, чтобы улучшить жилищные условия (съехаться-разъехаться, поменять район и т. п.).
«Рост спроса — это феномен, так как финансовое состояние подавляющего большинства населения пока заметно не улучшилось», — считает Олег Дацкив, гендиректор ресурса auto-dealer.ru. Он объясняет улучшение конъюнктуры рынка настроением потребителей: многие вновь почувствовали себя уверенно и решили взять кредит или потратить накопления.