Статьи
18.03.2010

Социология политического Интернета

Фрагмент скриншота сайта www.e1.ru

14 марта завершились выборы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Результаты их давно оглашены и общеизвестны. Но сейчас, по прошествии нескольких дней со дня голосования, у нас появилась возможность узнать, за кого отдали свои голоса екатеринбургские пользователи Интернета.

Это стало возможным благодаря интересной акции, проведенной городским порталом Е1, исторически являющимся своеобразной социальной сетью, объединяющей несколько десятков тысяч активных жителей Екатеринбурга. Зарегистрированных пользователей портала попросили анонимно ответить на вопросы о том, как они проголосовали на выборах 14 марта. Результаты голосования, проходившего с 15 по 17 марта, служат прекрасной иллюстрацией электоральных предпочтений пользователей Сети.

Аудитория портала Е1 в этом смысле является качественной базой для социологического исследования. На форумах портала пишут исключительно зарегистрированные пользователи. Это позволяет отмести возможность «накрутки» рейтингов той или иной партии. Большое число пользователей, принявших участие в опросе, — более 17 тысяч человек — позволяет говорить о представительности выборки.

Что же демонстрируют нам результаты голосования?

«Единую Россию» поддержали 1379 пользователей сайта, КПРФ — 2473 пользователя, ЛДПР свой голос отдали 2649 человек, «Справедливой России» — 1388. 1010 проголосовавших испортили бюллетень. На выборы не ходили 8649 граждан. Таким образом, всего проголосовали 17 548 человек.

В общем и целом они подтверждают наиболее устоявшиеся мнения об интернет-аудитории.

Во-первых, большинство политически активных пользователей Интернета настроены оппозиционно по отношению к действующей власти. Это многолетняя традиция, и она меняется очень медленно.

Партия «Единая Россия» находится на последнем месте в рейтинге политических пристрастий пользователей форумов Е1. КПРФ и ЛДПР обгоняют ее более чем в два раза. Даже «Справедливая Россия» набрала на несколько голосов больше. Причем сложно предположить, что все участники форума, отдавшие свои голоса этим партиям, действительно являются сторонниками их политических платформ. Куда более вероятно, что голосование за все эти партии на деле было выбором «кого угодно, кроме партии власти», то есть фактически графа «против всех», которой не было в бюллетене, оказалась «размазанной» между всеми другими, кроме «Единой России».

В то же время нельзя говорить о том, что вся интернет-аудитория поголовно состоит из оппозиционеров. 1379 человек — около 8% от принявших участие в опросе — проголосовали за «Единую Россию». Хоть цифра и не впечатляющая, но все-таки это не так и мало. То есть в традиционно оппозиционной среде партия власти в Екатеринбурге все-таки теперь имеет свою аудиторию и с ней коммуницирует.

Во-вторых, многие пользователи Интернета склонны к радикальным формам протеста. Так, 1010 человек признались в том, что испортили бюллетень. Это 14% голосов — в 7 раз больше, чем на реальных выборах 14 марта. Более того, всего в Екатеринбурге свои бюллетени испортили порядка 10 000 избирателей. Получается, что каждый 10-й из них — пользователь форума Е1.

В-третьих, интернет-аудитория в большинстве своем не такая уж и аполитичная. Подавляющее большинство участников опроса — 8649 человек, или 51% от проголосовавших, — признались в том, что не участвовали в выборах. Следует отметить, что они достаточно активны для того, чтобы участвовать в опросе на сайте, но недостаточно заинтересованы в политической жизни для того, чтобы пойти на избирательный участок. Но вместе с тем около 50 процентов зарегистрированных пользователей пришли на выборы, что гораздо больше, чем 31 процент фактической явки жителей Екатеринбурга.

Таким образом, именно аудитория Интернета является тем потенциальным электоратом, за который может развернуться идеологическая борьба между партиями в Сети. Не исключено, что уже перед следующими выборами мы увидим бурные политические дебаты на форумах, целью которых станет завоевание политических симпатий пользователей.

Но пока ни одна политическая сила не вправе говорить о своем доминировании в Интернете, равно как ни один сайт не может утверждать, что отражает интересы и пристрастия всей интернет-аудитории, а более того, даже какой-то ее значительной части.

Эра интернет-политики в России еще не наступила в полном объеме, но готовиться к ней пора всем.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.04.2014 Интернет-аудитория УрФО в 2013 году выросла на 9,3%

Интернет-аудитория среди жителей Уральского федерального округа старше 18 лет за 2013 год выросла на 9,3%, говорится в ...

10.04.2014 Интернет-аудитория в УрФО в 2013 году увеличилась на 9,3%

УрБК, Екатеринбург, 10.04.2014. Интернет-аудитория среди жителей Уральского федерального округа старше 18 лет за 2013 ...

29.03.2012 Число пользователей сети Интернет выросло в России на 17%

Интернет-аудитория в России за год выросла на 17%, свидетельствуют данные исследования «Яндекса». «По данным ФОМ ...

29.03.2012 «Яндекс»: Урал является региональным лидером по развитию местных интернет-ресурсов и доле сайтов бизнес-тематики

УрБК, Москва, 29.03.2012. Аудитория мобильного Интернета растет в два раза быстрее, чем аудитория Интернета в целом. В ...

14.03.2011 «Единая Россия» лидирует на выборах во всех регионах

По предварительным данным, правящая партия «ЕР», лидирует во всех регионах, где прошли выборы в законодательные ...