Коммерсантъ и Светлана Дементьева, Наталия Биянова: Завышенные отношения. Банковские ставки по депозитам компаний отрегулирует ЦБ
Вслед за введением контроля над ставками банков по вкладам граждан Банк России решил проверить, не завышают ли банки и ставки по депозитам юридических лиц. Если выяснится, что ставки в большинстве своем завышены, регулятор будет добиваться от банков их снижения. Таким образом ЦБ намерен следить за тем, чтобы привлечение слишком дорогих ресурсов не снижало финансовую устойчивость банков.
Как заявил вчера директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский, ЦБ намерен внимательно изучить ситуацию с ценообразованием по депозитам компаний. "Начнем с тех банков, которые были перечислены в СМИ,— сказал господин Симановский (о том, что некоторые банки привлекают средства компаний даже дороже, чем средства граждан — под 17% годовых, "Ъ" писал 10 февраля).— Если окажется, что банков, привлекающих депозиты юридических лиц под слишком высокие ставки, считаное число, будем работать с ними индивидуально, если выясним, что явление носит массовый характер, будем реагировать системно, по аналогии с той работой, которая проводится в отношении ставок по вкладам граждан".
Согласно данным сайта Banki.ru, на 9 февраля самые высокие ставки по депозитам юридических лиц были у банка "Холдинг кредит" (17,5% годовых по годовому депозиту). Это на 2,5 процентного пункта выше, чем максимальные ставки по вкладам физических лиц в этом банке на аналогичный срок. Также высокие ставки по депозитам юридических лиц в БТА-банке (17% годовых против 15,25% — по вкладам физических лиц), Алтайэнергобанке (16,5% годовых для депозитов юридических лиц против 15,5% — по вкладу физических лиц сроком на год).
По словам Алексея Симановского, вне зависимости от того какие ставки чрезмерно завышаются — по вкладам граждан или по депозитам юридических лиц, банк несет повышенный процентный риск, что в конечном итоге отражается на его устойчивости. Аргумент участников рынка о том, что риски таких банков не слишком велики, потому что компании более осторожны в размещении своих свободных средств, чем граждане, чьи вклады застрахованы, господин Симановский счел несостоятельным. "Когда системы страхования не было, граждане все равно несли вклады в банки, к тому же во главе каждой компании стоит руководитель—физическое лицо, а людям зачастую присуще не только желание заработать, но и излишний оптимизм",— пояснил он свою позицию.
ЦБ будет непросто проверить реальный уровень ставок по депозитам юридических лиц, считают участники рынка. "Рынок вкладов юридических лиц непрозрачен, договоры с крупными клиентами заключаются индивидуально, поэтому проверить, у кого какие ставки, довольно затруднительно",— говорит первый вице-президент Пробизнесбанка Эльдар Бикмаев. Впрочем, он уверен, что если регулятор будет оказывать воздействие на банки "так же грамотно, как это было при снижении ставок по вкладам физических лиц", то это не приведет ни к каким проблемам для рынка. "В случае получения рекомендаций от регулятора мы будем рассматривать вопрос о коррекции ставок по корпоративным депозитам",— пояснил "Ъ" исполнительный директор БТА-банка Эльдар Назмутдинов . Для банка это будет "безболезненно", уверяет он, поскольку доля таких депозитов в пассивах банка невелика — объем корпоративного депозитного портфеля составляет порядка 1,5 млрд руб. (5% от всех обязательств банка).
Целесообразность таких проверок эксперты оценили по-разному. "Вмешательство регулятора нужно там, где рынок не справляется — как было с рынком вкладов физических лиц, где банки боялись снижать ставки, чтобы не вызвать отток и панику вкладчиков. Это действительно представляло системный риск",— говорит гендиректор агентства "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. В случае с рынком вкладов юридических лиц таких рисков для системы нет, а потому нет необходимости в особых действиях регулятора, считает эксперт. "На самом деле такими ограничениями ЦБ хочет показать, что скоро на рынке у банков не будет возможности отбить высокую ставку",— говорит заместитель гендиректора компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова. Она уверена, что государство всячески добивается снижения стоимости кредитования, а значит, и стоимости привлечения, и ограничение ЦБ по вкладам юридических лиц преследует ту же цель.