ОАО «ВУЗ-банк» (актив ФГ «Лайф») уличено в нарушении прав заемщиков
УрБК, Екатеринбург, 29.12.2009. В Екатеринбурге состоялось заседание Арбитражного суда Свердловской области по иску ОАО «ВУЗ-банк» к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области (территориальный отдел в Чкаловском районе Екатеринбурга).
Банк попытался оспорить предписание о прекращении нарушения прав потребителей, выданное финансовой организации 15 октября 2009 года. Это предписание было направлено после проверки ОАО «ВУЗ-банк», проведенной специалистом управления по обращению потребителя. Проверялась законность взимания дополнительной платы при обслуживании кредита, выданного банком заемщику.
«В кредитном договоре между потребителем и банком было указано, что среднемесячная переплата по кредиту составляет 1,6%, однако в действительности потребителю начислена сумма в гораздо большем размере. Разница образовалась в результате взимания комиссии за ведение счета. В самом тексте договора сведения о комиссии за ведение счета отсутствуют. О взимании дополнительной платы потребителю стало понятно только после получения выписки по счету», — отмечают в Роспотребнадзоре.
Таким образом, было допущено нарушение потребительских прав на получение необходимой информации. Однако самым главным нарушением было то, что банк вообще не имел права взимать какие-либо комиссии при выдаче займа (ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О защите прав потребителей»).
Суд установил, что требование управления о прекращении нарушения прав потребителя законно. В удовлетворении заявления банку было отказано.
В управлении Роспотребнадзора заемщикам напоминают о том, что кредитование может осуществляться без банковского счета. Для этого необходимо обратиться в банк с заявлением о закрытии банковского счета по п. 1 ст. 859 Гражданского кодекса РФ. Закрытие счета влечет прекращение взимания комиссии за его ведение.
«Возврат ранее взысканной суммы комиссии осуществляется в претензионном и судебном порядке. Вы вправе подать в банк требование о возмещении убытков и возврате денежных средств, при отказе кредитной организации — обратиться в суд», — отмечают в Роспотребнадзоре.
По факту непредоставления информации потребителю могут быть предъявлены требования в соответствии со статьей 12 закона РФ «О защите прав потребителей».
При совершении сделки с нарушением требований закона, отсутствии в договоре положений, подтверждающих достижение соглашения по всем существенным условиям, в судебном порядке может быть рассмотрен вопрос о недействительности сделки и применении последствий ее недействительности (ст. 166 ГК РФ).
«Рекомендуем использовать типовые бланки, разработанные специалистом управления», — заключили в управлении Роспотребнадзора.