«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Наведут ли сенаторы порядок в монетизации?»
Сообщения в прессе — одно другого тревожнее. В Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Серове, Берёзовском, Первоуральске, Нижнем Тагиле — я называю только самые крупные муниципальные образования — до сих пор не начата работа по реализации придуманного областными властями способа монетизации льгот в ЖКХ.
Во многих населённых пунктах, сообщают корреспонденты, даже не слышали о том, что с 1 января 2010 года льготники должны будут платить за жильё и коммуналку по полным, без скидок, счетам, а затем ожидать перечисления им денежных компенсаций. Чиновники на местах и даже руководители органов местного самоуправления понятия не имеют, как, в соответствии с какими нормативными документами действовать. Потому что таковых документов нет.
Неясностей море, вплоть до таких: надо ли льготникам собирать справки, если они требуются, — например, тем, кто должен подтверждать состав семьи (ведь некоторым льготникам сейчас расписано право скидок на оплату услуг ЖКХ и на членов семьи), — куда «бежать» с заявлениями? Никто не знает ответа на резонные вопросы льготников: после того как мы полностью оплатим услуги ЖКХ, скоро ли положенные нам компенсационные суммы отдадут? Через 2, 5 дней — или через 5 месяцев? И кто, скажем, ответит за задержку с перечислением, если таковая случится: муниципалитет, которому региональные власти навязывают собственную работу, или всё-таки отвечать по закону — как за несвоевременную выплату зарплаты отвечают, где есть и уголовная статья! — будут областная Дума, Палата представителей, областное правительство, губернатор? Исходя из организации монетизационного дела можно предположить немалое число подобных исков, и едва ли придётся областным властям в судах сладко…
В Свердловской области изобрели, на взгляд экспертов, мнение которых я считаю совершенно справедливым, наиболее ущербную из возможных схему монетизации: «спустив» льготников на уровень муниципалитетов, «размыть» федеральную и региональную ответственность по всем муниципальным бюджетам. При этом, что особенно интересно, то же областное министерство финансов, похоже, считает, что всю работу по реализации регионального закона органы местного самоуправления должны сделать «бесплатно». Бесплатно для областного бюджета. Огромную работу — принимать заявления от льготников, вести реестр, производить расчёты сумм компенсаций, их начисления и перечисления etc муниципальные структуры, оказывается, должны делать за счёт местных бюджетов. В который уж раз областные чиновники демонстрируют несокрушимую уверенность, будто в бюджетах городов и районов «не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных», и там на всё хватит.
А суммы эти, прямо скажем, немалые: в одних муниципальных образованиях это миллионы рублей, а в Екатеринбурге, например, где 250 тысяч льготников, затраты только на создание новых структур встанут, подсчитано, более чем в 50 млн. рублей. Это же почти стоимость строительства нового детского садика! Так что молодые мамы, которым не с кем и негде оставлять детей, с полным на то основанием будут пикетировать приёмную Н. А. Воронина…
Честное слово, идёт такая чехарда, что обидно за Свердловскую область. В большинстве субъектов Федерации и не подумали сбрасывать с плеч региональных властей социальные хлопоты. Пожалуйста, последние сообщения: параллельно с нами монетизируют льготы в ЖКХ Мурманская, Орловская области — и там именно региональные органы соцзащиты продолжают работать с льготниками. У нас же выстраивают дополнительные межбюджетные потоки, в которых можно попросту утопить всю идею реформирования и модернизации ЖКХ. Ведь 100%-ная оплата услуг и адресная денежная компенсация льгот в этой сфере задумана как раз в помощь этому; у регионов, которые монетизируют льготы, будет возможность в 2010 году претендовать на целевые субсидии из средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ на тот же капитальный ремонт домов, расселение аварийного жилья…
Но если уж в Свердловской области решают передать государственные полномочия в местное самоуправление, то где деньги на их осуществление? Ведь не может быть, чтобы их у области не было! Те же органы соцзащиты, которые в своё время реквизировали у муниципальных образований в субъект Федерации, на что-то содержатся? Давайте тогда уж и их вернём назад в муниципалитеты — вместе с финансированием. Ей-богу, актуально: накануне в Правительстве РФ как раз говорили о необходимости сокращать неимоверно раздувшийся управленческий аппарат, а на Среднем Урале хотят расплодить новые структуры…
Сегодня проекты монетизационных законов рассматривает на своём заседании Палата представителей; сенаторам, мне кажется, есть над чем поработать, учитывая явную сырость в представленных им документах и полную неразбериху на местах. Если срочно не навести в вопросе порядок, то мы рискуем в январе получить уже не 5 млрд. долга за энергоресурсы, потребляемые ЖКХ, а все 10—15 млрд. И когда жизнеобеспечивающая отрасль встанет посреди зимы, кто будет отвечать?