«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Монетизация в Екатеринбурге идёт правильно»
В выходные наконец-то опубликованы постановления областного кабинета о монетизации льгот по ЖКХ — региональным льготникам, тем, кто в федеральном списке, а также отдельным категориям бюджетников в малых посёлках и сельской глубинке.
Документы подтверждают, что с 2010 года на территории области государство делегирует право назначения компенсаций органам местного самоуправления (МСУ), наделённым государственным полномочием. Органы МСУ, в свою очередь, вправе возлагать реализацию отдельных управленческих и иных функций, связанных с осуществлением монетизации, на муниципальные учреждения. Работа, которая, как известно, идёт в Екатеринбурге уже более месяца, полностью соответствует нормативному акту: мэрия уполномочила вести вопросы монетизации свой комитет социальной политики и Единый расчётный центр (ЕРЦ); перечень документов, обозначенный в разосланных льготникам приглашениях для оформления компенсационных выплат, вполне достаточен.
Впрочем, по-иному и быть не могло: именно власти и общественность Екатеринбурга настояли на том, чтобы региональный закон подразумевал компенсационные выплаты, не ущемлял материальные права льготников фиксированными нищенскими «пособиями», о чём в первоначальном варианте вели речь ряд областных чиновников и парламентариев.
Не оказалось в правительственном постановлении и более поздних по сути антинародных «новаций», которые выдвигали, например, министр финансов области Мария Серова и спикер Облдумы Николай Воронин. Озвученную в СМИ их позицию можно свести к запутанной «формуле», что деньги льготников можно было бы вместо перечисления их на персональные счета отправлять «напрямую» в управляющие компании (УК). Но это впрямую извращает суть монетизации, в своё время озвученную тогда ещё Президентом В. В. Путиным, — создать ясную и прозрачную систему, когда гражданин сам платит за оказанные ему услуги.
Причём подобные заявления делались уже тогда, когда в муниципалитетах шла работа по проведению монетизации. В отсутствие нормативных актов эти эскапады нервировали людей, толкали муниципалитеты на выжидательную позицию — с риском потом не успеть. Может быть, это вполне устраивало Серову и Воронина? Может быть, действительно подлинный смысл всей этой монетизационной «истории» — дискредитировать местное самоуправление в глазах людей?
Здравый смысл восторжествовал. Опыт работы Екатеринбурга высокопрофессиональные и честные сотрудники областного правительства — например, заместитель председателя областного правительства Владимир Власов — рекомендуют «перенять всем свердловским муниципалитетам».
Но вернёмся к постановлениям кабинета. Они многостраничные, потому отмечу лишь бросившееся в глаза главное. Насколько можно судить, все ныне существующие категории льготников там прописаны (то есть будем надеяться, все льготники себя в списках на компенсации отыщут). Есть важное указание, что уполномоченный орган «ежемесячно, в срок до 5 числа каждого месяца, организует выплату гражданам компенсаций расходов». На счёт ли в кредитной организации, через почту либо организацию, осуществляющую деятельность по доставке компенсаций, — способ выплаты граждане указывают самостоятельно в заявлении. Будем исходить также из того, что и сами трансферты на выплаты компенсаций из областного бюджета будут уходить в муниципалитеты также в жёстко установленные сроки, без «дефицитных ножниц» — чтоб не получалось, как с газом, когда российским Президенту и премьеру приходится напоминать украинскому руководству: час оплаты настал…
Звучавшие в ходе дискуссий по проекту монетизации предложения, чтобы компенсировать льготы только тем, кто исправно платит по счетам, отметены: «Выплата компенсаций расходов не зависит от факта оплаты гражданами жилого помещения и коммунальных услуг либо наличия у граждан задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги», — говорится в документе. Но присутствует и указание на то, что если у льготника несколько оснований для мер соцзащиты (скажем, он одновременно и инвалид, и ветеран труда), то он должен выбрать что-то одно.
Тут только один совет: внимательно ознакомиться с обеспечением той или иной льготы, чтобы понять, что «выгоднее» — компенсация по инвалидности или же как ветерану труда, — и заявить об этом при назначении компенсации. Есть в документах и перечень оснований для отказа в предоставлении компенсаций либо пересчёта сумм выплат — таковые могут возникнуть при непредставлении необходимых документов или изменении состава семьи льготника и проч. Этих моментов немного, но они могут стать для кого-то неожиданными, а для иных оказаться весьма существенными. В этой связи правительству неплохо бы не ограничиваться публикацией столь актуального документа в малотиражном областном официозе, а чуток потратиться на информационное обеспечение кампании, растиражировав свои документы.
Ну, а работники ЕРЦ, насколько нас заверяют в руководстве этой организации, готовы каждому льготнику разъяснить его права и обязанности: теперь у них под руками документ, а не одни «комментарии» областных чиновников и депутатов.