Потомок Ивана Морозова требует вернуть ему картину Ван Гога «Ночное кафе»
Потомок российского коллекционера Ивана Морозова Пьер Коновалофф предъявил Йельскому университету встречный иск, в котором потребовал вернуть ему картину Ван Гога «Ночное кафе» и выплатить 75 тысяч долларов компенсации, сообщает издание университета, сообщает Lenta.ru.
По словам Коновалоффа, на картину «Ночное кафе» распространяется действие международного закона, согласно которому за нее как «представляющую культурную ценность» советская власть должна была выплатить компенсацию. Однако в 1918 году «Ночное кафе» было национализировано правительством СССР без выплаты денежных средств. Адвокат Пьера Коновалоффа Аллан Герсон (Allan Gerson) утверждает, что, таким образом, действия СССР не отличаются от аналогичных изъятий культурных ценностей во времена Третьего рейха. В то же время несколько лет назад Германия начала возвращать произведения искусства, похищенные нацистами накануне и во время Второй мировой войны, потомкам владельцев.
Свои права на картину Ван Гога Пьер Коновалофф предъявил в конце 2008 года. В марте 2009 года Йельский университет подал в федеральный суд США иск о защите прав на «Ночное кафе», находящееся в собственности учебного заведения с 1961 года. Картина была подарена университету его выпускником Стивеном Кларком, купившем ее в одной из нью-йоркских галерей в начале 1930-х годов, куда она попала после продажи правительством СССР.
Руководство Йельского университета настаивает, что проведенная в России национализация не противоречит международному законодательству, и, следовательно, все последующие владельцы картины приобрели ее на законных основаниях. Также подчеркивается, что ни один из потомков Ивана Морозова не требовал возвращения полотна, хотя все эти годы ее изображения с указанием места хранения публиковались по всему миру. Однако Коновалофф утвержает, что не знал о местонахождении «Ночного кафе» вплоть до 2008 года.
В 2008 году Пьер Кновалофф также пытался получить материальную компенсацию от организаторов выставки российской живописи в Лондоне, на которой были представлены картины из собрания Морозова. Ради проведения экспозиции Великобритании пришлось принять закон, защищающий экспонаты российских музеев от ареста.