В Музее наивного искусства (входит в состав ЕМИИ) сегодня открывается выставка работ художников-аутсайдеров. Проект, получивший название «Иные», представлен работами из крупнейшего в России собрания аутсайдер-арт-коллекционера врача-психиатра Владимира Гаврилова.
На открытии выставки директор ЕМИИ Никита Корытин подчеркнул, что данная экспозиция — это совершенно иное искусство, не похожее не только на представленные в других корпусах музея работы, но и на выставляющиеся в Музее наива.
«Это другая картинка, другое восприятие, то, что выбивается из стандарта, которым наполнены другие здания. Сегодняшний проект — коллекция Владимира Гаврилова, которая формировалась десятилетиями, множество раз экспонировалась на других площадках. И теперь она, благодаря стараниям заведующего отделом наивного искусства ЕМИИ Андрея Бобрихина, приехала на нашу площадку», — сказал Никита Корытин.
Специалисты отмечают, что аутсайдерское искусство — одно из наиболее загадочных и таинственных творческих явлений. Оно одновременно притягивает и отталкивает природой своего возникновения, странной эстетикой, экспрессией, свободой от существующих традиций и правил. Произведения авторов, которые со своим инакомыслием часто не вписываются в привычную психосоциальную и художественную «норму», все чаще находят своих почитателей и исследователей.
«Я по профессии врач-психиатр. Однажды я увлекся работами своих подопечных. Дело в том, что материал для диагностики у врачей не столь велик. И работы наших клиентов с точки зрения психоанализа давали мне очень много. Я начал их коллекционировать, и потом вдруг эти медицинские документы стали художественными экспонатами. На сегодняшний день коллекция насчитывает несколько тысяч работ, а за плечами — более сотни выставок в России и за рубежом», — рассказал создатель и куратор коллекции психиатр-психотерапевт ассистент кафедры психиатрии Ярославского государственного медицинского университета руководитель психореабилитационного клуба «Изотерра» Владимир Гаврилов.
На выставке «Иные. Коллекция аутсайдер арт Владимира Гаврилова» зрителям представлено более 120 предметов живописи, графики, скульптуры и фотоколлажей ярчайших российских и западных авторов художественного примитива: Александра Белых, Андрея Вавилова, Марты Грюненвальдт, Владимира Зороастрова, Натальи Каспирович, Розмари Кожи, Тони Конвея, Галины Корзиной, Павла Леонова, Александра Лобанова, Марии Маломашиной, Кати Медведевой, Мишель Неджар, Марилены Пелози, Алевтины Пыжовой, Мехрдада Рашиди, Андре Робийяра, Василия Романенкова, Екатерины Скворцовой, Галины Филипьевой, Игоря Царева, Андрея Цымбала.
Экспозиция демонстрирует основные направления коллекционирования и разделы аутсайдер-арта. Так, в каждом зале представлен один из множества вариантов иного искусства с авторским текстом исследователя-коллекционера. Посетителям музея представляется редкая возможность последовательно рассмотреть уникальное собрание в его избранных образцах. На выставке можно увидеть не только знаковые, узнаваемые произведения и имена, но и работы, известные только европейской публике или представленные широкой аудитории впервые.
Коллекция берет начало с 1980-х годов, когда в основу материала легли изобразительные работы психопатологической экспрессии Ярославской областной клинической психиатрической больницы. В 1987 году Владимир Гаврилов открыл «кабинет больничных странностей» на кафедре психиатрии мединститута, позже преобразившийся в «Музей арт-терапевтической экспрессии».
Проявившийся интерес специалистов и зрителей побудил к выставочной деятельности вне больничных стен и расширению количества материала. Так, собрание трансформировалось в коллекцию аутсайдер-арта, объединяющую около 5 тыс. художественных произведений (живопись, графика, пластика, фото, эпистолярные тексты) более 200 непрофессиональных авторов. Среди них оказались представители ар-брюта, рожденного из недр психиатрического опыта (благодаря «безумию»), наивного и маргинального искусства, возникающего с позиций вне и несмотря на психиатрический опыт, а также спонтанной арт-терапевтической экспрессии вопреки нездоровью.
При этом все произведения серии отбирались строго по принципам художественной ценности и экспрессивной насыщенности вне зависимости от наличия ментальных особенностей или психиатрического опыта.
«Во время выставок за рубежом я обращался за консультацией к известным искусствоведам Европы и подбирал для выставок именно те работы, которые попадают под понятие аутсайдерского искусства», — отметил Владимир Гаврилов.
Смысловой доминантой проекта стала визитная карточка коллекции — многочисленные детализированные автопортреты Александра Лобанова, щедро украшенные ружьями, винтовками и пистолетами.
«Хочу отметить, что творчество душевнобольных людей — это не арт-терапия. Арт-терапия — это диалог, а аутсайдер-арт — это творчество одиночек, это иммунитет к социальным ценностям. Эти люди не оглядываются ни на кого. Здесь важен не процесс, а итог. Самым ярким представителем искусства арт-аутсайдеров можно назвать Александра Лобанова. Он был глухонемым пациентом психиатрической больницы, но с помощью своего искусства сумел достучаться до внешнего мира. В какой-то момент санитарки в лечебнице принесли ему охотничьи журналы, и он увлекся оружием. Он хранил свои материалы в чемодане и рисовал то, что видел там. Помещал в картины себя, и его работа была настолько интересной, что ему охотно помогали работники больницы, а затем и фотографы, когда он начал делать фотоперформансы. Его работы заметили и оценили на международном уровне, а специалисты признали его одним из наиболее показательных представителей аутсайдер-арта», — рассказал Владимир Гаврилов.
Андрей Бобрихин, в свою очередь, добавил, что экспозиция не только стала итогом сотрудничества с Владимиром Гавриловым, но и открылась именно сейчас по определенной причине.
«В этом году Александру Лобанову исполнилось бы 100 лет, и к этому юбилею приурочена выставка. Я скажу самое главное об Александре Лобанове, о фразе, которую он везде писал, о лозунге, который даже выбит на его могильном камне: «Я — рисование». В закрытом учреждении с помощью творчества он себя утверждал, осмыслял и лечил. От замкнутости, от изоляции, от одиночества. С помощью своих рисунков, где было не только оружие, но и тетерева, утки, собаки, он создавал мир, где ему было комфортно жить», — поделился Андрей Бобрихин.
Благодаря активной выставочной деятельности произведения из коллекции «Иные», в том числе работы Александра Лобанова, оказались включены в фонды отечественных музеев и ведущих европейских собраний: Музея Collection de l’Art Brut (Лозанна, Швейцария), Музея la Creation Franche (Бегль, Франция), Le LaM — Музея современного искусства и ар брюта (Вильнёв д'Аск, Франция), abcd (art brut connaissance & diffusion) коллекции Бруно Дешарма (Франция), Музея аутсайдер арта GAIA (Раннерс, Дания), Музея наивного и маргинального искусства (Ягодина, Сербия).
«Возможно, блуждая в залах музея по перекресткам маргинального искусства — между стройными рядами ружей Лобанова, ярусами мира Леонова, крайне эмоционально возбужденными лицами Вавилова, деструктурирующими линиями Маломашиной и экспрессивно искаженными антропоморфными телами Кожи, — зритель сможет обнаружить истинную связь гениальности и безумия», — отметила куратор выставки старший научный сотрудник отдела наивного искусства ЕМИИ Елена Тимошенко.
Выставка «Иные. Коллекция аутсайдер арт Владимира Гаврилова» будет представлена в Музее наивного искусства с 16 августа по 6 октября 2024 года.