Госпрограмма льготного автокредитования: плюсы и минусы
Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает первые итоги и исследует перспективы государственной программы льготного автокредитования.
Среди отраслей, остро ощутивших влияние мирового экономического кризиса, одним из лидеров по снижению продаж на сегодняшний день является автомобильный рынок. В текущем году в Челябинской области покупательский спрос на автомобили упал более чем в 2 раза. Потери продаж ощутили как отечественные, так и зарубежные автопроизводители.
Для поддержки отечественного автопрома с 2009 года начала работать государственная программа субсидированного автокредитования на покупку недорогих (до 350 тыс. руб.) автомобилей российской сборки, согласно которой две трети ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас — 12%) при сроке кредитования до трех лет возмещаются за счет федерального бюджета. Однако эксперты считают данную помощь малоэффективной.
Ситуация на рынке
За I квартал текущего года в Челябинской области продано порядка 6 тыс. 600 новых автомобилей отечественных и зарубежных марок, что на 58% меньше, чем за аналогичный период 2008 года, когда общий объем продаж составлял 15 тыс. 600 автомобилей. Такие данные озвучил исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александр Рулевский. По его словам, в целом по Уральскому федеральному округу данные показатели превышают среднероссийские. Так, за январь — февраль 2009 года объемы продаж в УрФО упали на 45%, Дальневосточном федеральном округе — на 31%, Центральном федеральном округе — на 23%. В Челябинской области, как отмечает А. Рулевский, наиболее сильно пострадал рынок отечественных автомобилей — за I квартал 2009 года объемы продаж снизились более чем на 60%.
По словам директора по маркетингу автоцентра «Челябинск Лада» Егора Курбатова, уменьшение продаж автомобилей началось с июня 2008 года. «До прежних объемов мы уже не поднимались и были готовы к аналогичной ситуации в 2009 году. Но таких низких продаж в текущем году мы не ожидали», — заявил он.
По словам Е. Курбатова, в январе снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 57%, в феврале — 62%, в марте — 65%.
Тяжелая ситуация складывается на рынке грузового автотранспорта. «Сегодня отмечен значительный спад продаж автомобилей тяжелой серии. В условиях кризиса можно выжить только за счет качественного обслуживания техники. А для того чтобы обеспечить хороший сервис, необходимо проводить соответствующее обучение персонала, но сейчас объемы ремонтных работ значительно снижаются в связи с сокращением грузоперевозок», — сообщил генеральный директор СТО «Молния» (официальный дилер MAN, ISUZU, FIAT) Анатолий Рудько.
В то же время эксперты отмечают низкие показатели и на рынке иностранных автомобилей — в 2009 году продажи упали на 55%. Так, в I квартале текущего года в Челябинской области было реализовано порядка 5 тыс. 200 новых автомобилей иностранных марок, в 2008 году — 11 тыс. 800 авто.
«Мы вернулись к уровню 2006 года. Сегодня лидеры рынка продают за квартал столько, сколько в прошлом году они продавали за 1 месяц. А продажи мелких брендов на сегодняшний день исчисляются лишь десятками», — подчеркивает А. Рулевский.
По словам руководителя отдела корпоративных продаж компании «Леонар Авто» (официальный дилер Peugeot) Евгения Третьякова, с начала года объемы реализации сократились на 40%.
При этом он отмечает, что если к началу лета и произойдет некоторое повышение спроса в связи с сезонностью, которая, несмотря ни на что, в автобизнесе прослеживается достаточно хорошо, то к осени продажи опять резко сократятся.
При этом, как считает А. Рулевский, для иностранных производителей автомобилей кризис только начинается, что связано со снижением платежеспособности населения и подорожанием авто.
Недостатки программы
Значительную роль в снижении объемов продаж автомобилей, по мнению участников рынка, сыграло ограничение кредитных ресурсов.
«Если в 2008 году около 50% иностранных машин продавалось через кредиты, то с развитием кризиса продажи стали падать», — отмечает А. Рулевский.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке автомобилей отечественного производства. По словам представителя «Челябинск Лада» Е. Курбатова, больше всего упали продажи в кредит, которые с начала года снизились примерно на 90%. Основные причины, считает он, — повышение процентных ставок по кредитам, ужесточение требований к заемщикам и заявление властей о запуске программы льготного кредитования.
«В декабре 2008 года премьер-министр Владимир Путин впервые объявил о программе льготного кредитования на автомобили, после чего потенциальные клиенты заняли выжидательную позицию, рассчитывая на получение выгодного кредита. Посещение кредитного отдела нашего автосалона резко пошло на убыль. На сегодняшний день (23 апреля) по льготной программе пока выдано два автомобиля. О реальной помощи от данной программы говорить рано. Но, по данным статистики, продажи пошли вверх. Так, если на 21 марта было реализовано 278 автомобилей, то уже в апреле — 398. Конечно, рост идет и за счет наличных средств, но и банки немного активизировались, пошли продажи в кредит. Однако к прежним объемам реализации мы не вернемся, по крайней мере, в ближайшее время», — заключил он.
С его мнением соглашается и исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области. «На середину апреля российский рынок практически единственный в мире пока никак не поддерживался государством. Заявленные 24 млн. руб. для «АвтоВАЗа» еще не перечислены. А льготное автокредитование — это профанация. На сегодняшний день ситуация на автомобильном рынке в регионе соответствует уровню 2006 года. Вернуться к прежним объемам мы сможем не ранее 2012 года, что для многих на сегодняшний день является довольно оптимистичным прогнозом», — считает А. Рулевский.
О том, что программа льготного автокредитования скорее несет некую долю пиара, чем реальную помощь российскому автопрому, заявляет и генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук. По его словам, более 5 лет ведущие автопроизводители представляют те же льготы. Население, как и раньше, имеет возможность приобретать автомобили в кредит по различным льготным программам автосалонов. Однако сейчас ими воспользоваться стало намного проблематичней. Так, считает он, население, особенно в регионах, не может собрать необходимый банкам пакет документов, в частности предоставить справки 2-НДФЛ.
Кроме того, низкая эффективность разработанной правительством программы подтверждается, по мнению участников рынка, тем, что продекларированная цена одного автомобиля в размере не более 350 тыс. руб. невыгодна ни одному из автопроизводителей. По словам генерального директора компании «Планета Авто» Андрея Кольцука, в связи с этим доля автомобилей марки Ford в этой программе будет несущественна. «К тому же, если правительство планирует стимулировать потребление и тем самым опосредованно влиять на само производство, то необходимо выделять более 2 млрд. руб.», — добавил он.
«Программа изначально предназначалась для помощи не российскому автопрому, а конкретно ОАО «АвтоВАЗ». Наивно думать, что новый Ford Focus можно так просто приобрести в Челябинске в автосалоне по льготному кредиту. Завод «Иж-Авто» практически стоит. Поэтому реестр этих «льготных» автомобилей можно было сразу обозвать «безвозмездная помощь (очередная) государства руководству «АвтоВАЗа». Поскольку доля «АвтоВАЗа» на рынке из года в год сужается, то и эффективность программы низкая», — отмечает начальник фондового департамента ООО ФА «Милком-Инвест» Виталий Шурупов.
Для потребителей, по мнению экспертов, условия программы также не слишком привлекательны.
«С введением программы льготного кредитования на покупку автомобилей всплеска продаж не произошло», — сообщила руководитель отдела маркетинга автоцентра «Сатурн» Екатерина Скарлыгина. Однако давать какие-либо оценки программе еще рано, считает она. Вместе с тем Е. Скарлыгина отметила ряд сложностей в процедуре рассмотрения заявок. «Прежде всего, это долгий срок рассмотрения. Также сегодня достаточно проблематично обеспечить наличие всех справок, в частности по форме 2-НДФЛ, которые предусматривают подтверждение средней заработной платы клиента в 20 тыс. руб. У нас в городе людей с такой официальной зарплатой немного», — пояснила она.
Кроме того, по словам начальника отдела кредитования частных клиентов Челябинского отделения № 8597 Уральского банка Сбербанка России Елены Летовой, не все желающие могут стать участниками программы в силу высокого для многих людей размера ежемесячного платежа, который составляет порядка 7—8 тыс. руб. при сроке действия кредитного договора 2 года 7 месяцев (не позднее 31 декабря 2011 года). «Данный процент по кредиту для людей с более низким доходом является достаточно большой суммой», — считает специалист Сбербанка.
Продолжительность действия программы также создает некоторые трудности. «Если рассмотреть госпрограмму субсидированного кредитования, предусматривающую трехлетний срок действия кредитного договора, можно отметить, что люди, избалованные кредитами на 5 лет, очень сложно перестраиваются на предлагаемые условия, даже если автомобиль с низкой ценой и небольшой переплатой», — говорит директор центра автокредитования Челябинского филиала ООО «Юниаструм банк» Валентина Устьянцева.
Новые предложения
На днях Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в программу субсидирования потребительских автокредитов. Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта.
По мнению представителей Минпромторга, в случае принятия постановления будет увеличено количество реализуемых автомобилей отечественного производства.
Эксперты позитивно оценивают предложенные изменения, но отмечают, что основную роль здесь все-таки играет уровень платежеспособного спроса со стороны населения.
«Мы считаем, что столь существенное увеличение максимальной стоимости приобретаемых в рамках льготной программы кредитования автомобилей вполне оправданно в текущих условиях», — заявил эксперт ИК «ФИНАМ» Алексей Курасов.
«Дело в том, что нынешняя планка в размере 350 тыс. руб. слишком ограничивает выбор модельного ряда автомобилей у потенциальных покупателей, что, соответственно, и снижает спрос населения на участие в программе. В рамках 600 тыс. руб. покупатели уже не будут ограничены при покупке только отечественными автомобилями или иномарками в минимальных комплектациях, что должно увеличить востребованность льготного автокредитования как минимум на 15—20% от текущего уровня», — полагает А. Курасов.
«Прогнозируемый рост спроса мог бы оказаться и более высоким, однако ограничивается уровнем платежеспособности населения и его стремлением в условиях кризиса не связываться с кредитами, даже на относительно выгодных условиях», — добавил он.
«Если законопроект будет принят, то это будет стимулировать не только «АвтоВАЗ». Конечно, есть и ограничения по сумме. Но проблему сейчас представляют не ограничения, а возможности бюджета и платежеспособный спрос населения. В случае дальнейшей стагнации ожидаемого эффекта не будет, даже если давать беспроцентный кредит», — соглашается В. Шурупов.
Отметим, несмотря на то, что список автомобилей, которые попадут в обновленную программу льготного автокредитования, расширится, объем господдержки сохранится на том же уровне — 2 млрд. руб. По мнению участников рынка, этого явно недостаточно.
«Если ориентироваться на стоимость «Лады Приоры», то этих денег хватит на субсидирование всего 70 тыс. автокредитов», — подсчитал исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области.
Между тем, по последним данным, от физических лиц в банки с апреля 2009 года поступило 14 тыс. 700 заявок на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых выдано 5 тыс. 498 автокредитов.
Вывод
По оценкам экспертов, сложившаяся ситуация на рынке в регионе соответствует уровню 2006 года. На ближайшее будущее прогнозы самые пессимистичные — без государственной поддержки рынок не выживет. При этом участники рынка находят государственную программу субсидированного автокредитования в нынешнем виде непроработанной и на данном этапе малоэффективной, что подтверждается данными статистики — по состоянию на 14 мая выдано лишь 5 тыс. 498 автокредитов. Однако если проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в программу будет принят, то это должно увеличить востребованность льготного автокредитования как минимум на 15—20% от текущего уровня. Правда, проблема на сегодняшний день заключается не только в предоставлении кредитных ресурсов, но и в возможностях бюджета и платежеспособности населения. Эксперты полагают, что в случае дальнейшей стагнации ожидаемого эффекта не будет, даже если давать беспроцентный кредит.