«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Борисов: «Предъявите вашу карту!»
В администрации Екатеринбурга вчера обсуждались пути перевода городского общественного транспорта на безналичную систему оплаты проезда
До конца 2009 года общественный транспорт Екатеринбурга может перейти на принципиально новый тип оплаты — единый электронный проездной. Каким ему быть и по какому принципу будет осуществляться оплата проезда в электронной системе расчётов, вчера обсуждали на совещании в администрации города представители транспортных предприятий и фирм, специализирующихся на разработке автоматизированных систем контроля за пассажирскими перевозками. Единый электронный проездной в идеале мог бы решить эту проблему, да и кроме того, позволил бы пассажиру производить расчёт через одну и ту же карточку в разных видах общественного транспорта, применять более гибкую систему тарифов, точнее рассчитать пассажиропотоки на разных маршрутах и упорядочить финансовые потоки между потребителями транспортных услуг, перевозчиками и бюджетами всех уровней. Для Екатеринбурга, по мнению разработчиков этого проекта, это особенно актуально: объём ежегодных перевозок в нашем городе достигает 550 миллионов человек, которых обслуживает всего 1200 единиц техники на 93 маршрутах. К тому же нашим перевозчикам не придётся в этом вопросе экспериментировать: аналогичная система оплаты неплохо зарекомендовала себя в таких городах-миллионниках, как Новосибирск, Челябинск, Казань, Самара, Нижний Новгород, не говоря уже о таких гигантах, как Москва и Санкт-Петербург.
Впрочем, применительно к теме электронного проездного уместней говорить не «проект», а «проекты». Семь из них вчера были представлены главе Екатеринбурга Аркадию Чернецкому и руководителям различных подразделений городской администрации — причём разработчиками были не только екатеринбургские фирмы, но и компании из Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на техническую специфику, общая суть примерно одна и та же: пассажир, имея на руках электронный проездной с начисленной на него суммой, расплачиваться за проезд будет безналично, через стационарный либо мобильный терминал, расположенный в салоне транспортного средства или на груди у кондуктора. Пассажир имеет возможность при таком раскладе не только одним прикосновением к сканеру терминала снять со своей карточки нужную сумму, не залезая в карман, но и посмотреть, какой остаток средств у него на счёте, — и при необходимости пополнить этот счёт через любой банковский терминал, либо на специально оборудованных для этого пунктах оплаты. Перевозчику система электронного проездного тоже, в принципе, удобна. Тариф проезда может быть гибким и зависеть от времени проезда, километража и дальности поездки. В перспективе такой проездной может трансформироваться в полноценную электронную карту горожанина, с помощью которой екатеринбурцы смогут оплачивать жилищно-коммунальные услуги, платить за телефон, Интернет, расплачиваться в магазинах, ресторанах, социальных учреждениях.
Разумеется, внедрение электронных проездных породит немало побочных проблем. Например, как быть с льготниками? Не создаст ли новая система оплаты «пробок» на входе в автобус или трамвай в часы пик? Как вести контроль за оплатой проезда? И самое главное — в какую сумму обойдётся переоборудование транспортных предприятий? Кто будет инвестировать такую модернизацию — само предприятие, разработчики проекта, городской или областной бюджеты? Ведь только по самым скоромным подсчётам введение новой системы будет стоить от 90 до 140 миллионов рублей…
Администрации Екатеринбурга намерена в максимально сжатые сроки изучить и имеющийся в крупных российских городах опыт работы системы электронных проездных билетов, после чего выбрать для нашего города свой базовый вариант. Причём выбрать именно с учётом интересов незащищённых категорий населения, прежде всего льготников. Согласно срокам и задачам, поставленным главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, в опытном варианте электронный проездной должен заработать в Екатеринбурге с 1 ноября 2009 года — и в случае удачной обкатки системы с 1 января 2010 года электронные карты горожан войдут в массовый обиход жителей столицы Урала.