ВЦИОМ: Доля россиян, находящихся за чертой бедности, за год увеличилась почти в два раза
УрБК, Москва, 24.03.2009. Доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), за год увеличилась почти в два раза — с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего года. Таковы итоги очередного исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) — с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) — с 46% до 39%. 12% относят себя к среднему классу.
По данным социологов, более половины опрошенных фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает денег даже на продукты (66%). 39% россиян сообщают, что за месяц их доходы не изменились — чаще такой ответ дают представители среднего класса (50%). Лишь у 2% доходы выросли.
Согласно результатам исследования, россияне стали меньше откладывать денежных средств.
Если в 2008 году накоплений не делали 68%, сейчас доля таких респондентов выросла до 72%. 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008 году — 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).
Возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008 году до 29%. У 34% объем накоплений не изменился.
Как сообщает ВЦИОМ, кризис заставил россиян экономить в первую очередь на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% опрошенных сократили расходы на развлечения, 29% — на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% — на приобретении крупной бытовой техники, 18% — на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% — на связи (в том числе мобильной). 16% снижают расходы на транспорт, 15% — на мелкую бытовую технику, по 14% — на предметы роскоши и коммунальные расходы, 6% — на образование. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят.