«Коммерсант» и Сергей Антонов: «КИТ-Кэпитал» заплыл в оффшоры»
Холдинговая компания «Лидер» продала свою долю в екатеринбургском девелопере
Екатеринбургский застройщик «КИТ-Кэпитал», заявивший в декабре прошлого года о собственном банкротстве, меняет собственников. Вчера компания сообщила о выходе из состава ее акционеров ЗАО «Холдинговая компания „Лидер“», чья доля досталась двум оффшорам — Stanmorland Investments Limited (24%) и Charisma Commercial Group Inc (9,3%). Стороны воздержались от комментариев по сделке. Отраслевые эксперты предполагают, что подобный механизм может быть использован для ухода от требований кредиторов — с компаний-оффшоров практически невозможно взыскать долги.
Вчера ОАО «КИТ-Кэпитал» на сервере раскрытия информации опубликовало сообщение об изменении в структуре акционеров. Как следует из документа, из состава владельцев компании вышло ЗАО «Холдинговая компания „Лидер“», подконтрольная екатеринбургскому бизнесмену Николаю Кретову. В частности, в сообщении говорится, что 24% акций, принадлежавших «Лидеру» 11 февраля 2009 года выкупила Stanmorland Investments Limited, а 9,3% — Charisma Commercial Group Inc. Сумма сделки не сообщается. Гендиректор ХК «Лидер» Анатолий Медведев отказался вчера комментировать этот вопрос. Связаться с владельцем компании Николаем Кретовым не удалось. Другой акционер и уполномоченный совета директоров «Кит-Кэпитал» Тимур Горяев, как сообщил его помощник, находится в командировке за рубежом и недоступен для связи.
В настоящее время «КИТ-Кэпитал» проходит процедуру банкротства — в компании введено внешнее наблюдение. Как уже писал „Ъ“ (№3 от 13 января), девелопер сам обратился в суд с заявлением о собственном банкротстве, сейчас формируется список кредиторов. Тогда Тимур Горяев пояснил, что предпринятые меры направлены исключительно на сохранение компании, долг которой составляет 3,9 млрд рублей, а стоимость собственных активов — 3,5 млрд рублей. «Мы не хотим сейчас в условиях кризиса по бросовым ценам распродавать активы и надеемся, что внешнее управление позволит компании отстрочить выплату кредиторам», — говорил он. Напомним, проблемы «КИТ-Кэпитала» начались еще весной 2008 года. В марте ООО «Выбор» — генподрядчик строительства ТРЦ в Воронеже — потребовало от девелопера через суд погасить 294,7 млн рублей, в июне стороны договорились о рассрочке платежа. Тогда же в суд обратился генподрядчик строительства торгцентра в Тольятти — ООО «Стройвест» (судебные разбирательства о взыскании 40 млн рублей продолжаются). За проблемами с партнерами последовали расторжения контрактов с топ-менеждерами компании. В июне-сентябре «КИТ-Кэпитал» покинули исполнительный директор Сергей Перевалов и гендиректор Марк Алан Буш, которых заменили выходцы из «Калины» Алексей Аверкиев и Валерий Чуватин.
Отраслевые эксперты отмечают, что сделки, когда существенная часть активов выводится в оффшорные компании, призваны обеспечить их безопасности от требований кредиторов. «Законодательство не запрещает во время банкротства компании осуществлять сделки по продаже акций, но как показывает практика, вывод активов в оффшорные зоны говорит о попытке обезопасить себя от требований кредиторов. В моей практике был случай, когда требовалось взыскать крупную сумму с оффшорной компании, этого сделать практически не возможно. Во-первых, не всегда удается найти эту компанию, во-вторых, при попытке взыскать с иностранной компании ее имущество всегда возникают проблемы с законодательством той страны, где оффшор зарегистрирован», — считает учредитель ООО «Холдинговая компания „Альфа Право“» Елена Романова. По ее словам, если банкротство «Кит-Кэпитала» дойдет до конкурсного производства, то кредиторы не смогут предъявить требования о возмещении долга к акционерам, на оффшорных компаниях может просто ничего не быть зарегистрировано. С ней соглашается и директор екатеринбургского филиала ИК «Аккорд Инвест» Константин Селянин, который указывает, что в условиях банкротства инвесторы практически не интересуются компанией и вряд ли согласятся покупать доли в ней, поэтому, скорее всего, речь идет о техническом переоформлении пакетов акций. «В условиях банкротства, кредиторы обеспечивают свои требования имуществом должника, и только если его не хватает, тогда уже направляют свои требования к акционерам компании. В этом случае взыскать с оффшоров будет крайне проблематично, как правило, иностранное право гораздо лучше защищает интересы собственников», — указывает господин Селянин.