Обзор прессы
06.02.2009

«Коммерсантъ» и Сергей Антонов, Алексей Охлопков, Алексей Екимовский: «Уралвагонзавод» пошел под недогруз»

Предприятие может встать из-за отсутствия заказов





Крупнейший в России производитель вагонов, «Уралвагонзавод», может встать из-за «затоваривания склада и отсутствия новых заказов». Его руководство обвиняет в проблемах ОАО РЖД, которое хочет закупать вагоны «ниже себестоимости». Однако цена в 1,2 млн руб. за вагон была согласована еще в конце декабря в присутствии премьера Владимира Путина. Аналитики добавляют, что говорить о росте себестоимости в условиях кризиса и падения цен на металлы «просто неприлично»



О приостановке вагоносборочного производства замглавы «Уралвагонзавода» Владимир Щелоков сообщил вчера в ходе заседания штаба по выработке мер по оздоровлению ситуации в промышленности Свердловской области. «Сегодня на складах предприятия накопилось 1,3 тыс. вагонов, — пояснил топ-менеджер. — Мы вынуждены переводить людей на 2/3 тарифа из-за вынужденной остановки (речь может идти о 11 тыс. человек — „Ъ“), мы просто не можем больше складировать произведенную продукцию». «На совещании говорилось, что цены на вагоны, которые навязывает железная дорога, не покрывают даже расходов по себестоимости», — говорит мэр Нижнего Тагила Валентина Исаева, участвовавшая во встрече. По ее словам, на следующей неделе губернатор Эдуард Россель надеется обсудить проблему с премьером Владимиром Путиным.



В Минтрансе „Ъ“ сообщили, что ситуация на рынке вагонов обсуждается специально созданной рабочей группой «в еженедельном режиме». В министерстве отмечают, что «Уралвагонзавод» вошел в список системообразующих предприятий, которые получат антикризисную поддержку, в том числе и финансирование госбанков. В начале января замглавы Минпромторга Денис Мантуров озвучил идею об увеличении уставного капитала ОАО РЖД и его дочернего ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) для поддержания прежнего уровня заказа вагонов (по ПГК он снижен с 31 тыс. до 8,8 тыс. в 2009 году). Но в Минтрансе отмечают, что стимулировать приобретение новых вагонов целесообразно только после того, как из эксплуатации будет выведено 180 тыс. вагонов с истекшим сроком службы.



НПК «Уралвагонзавод» выпускает полувагоны, платформы, железнодорожные цистерны, хопперы и танки Т-90С. Более 80% производства приходится на долю гражданской продукции. В 2008 году общий объем реализации продукции составил около 46 млрд руб. , в том числе почти 30 млрд руб. — по контрактам ОАО РЖД, в целом выпущено около 20 тыс. вагонов.



У «Уралвагонзавода» есть действующий контракт с ОАО РЖД, заключенный в сентябре 2007 года, на выпуск до 2010 года 40 тыс. грузовых вагонов общей стоимостью 68 млрд рублей. Но, говорит глава пресс-службы завода Борис Минеев, этот контракт уже почти выполнен, а загрузить мощности новыми заказами не удается. В ОАО РЖД „Ъ“ пояснили, что в условиях резкого падения объема перевозок (в январе — на 33%) количество необходимых монополии новых вагонов также уменьшилось. «Однако контракт по заказу ПГК на 8,8 тыс. вагонов подписан, — говорят в ОАО РЖД. — Головная компания сама закупит еще 500 вагонов».



Гендиректор «Уралвагонзавода» Николай Малых угрожал закрыть вагонное производство еще 24 января на совещании промышленников с полпредом президента в УрФО Николаем Винниченко. «Сейчас рыночная цена на вагон составляет порядка 2-2, 2 млн руб. , — пояснял топ-менеджер. — ОАО РЖД же не идет нам навстречу и готово закупать вагоны по цене 2005 года, при таком раскладе убытки завода составят около 300 тыс. рублей с каждого вагона». Кроме того, Николай Малых говорит о проблемах с платежами со стороны ОАО РЖД и ПГК — последняя, по его словам, должна заводу около 1 млрд руб. Однако источник „Ъ“ в ОАО РЖД уточняет, что цена на продукцию «Уралвагонзавода» была согласована еще в конце декабря на совещании в Петербурге, где присутствовали Владимир Путин и вице-премьер Игорь Сечин. «Тогда было сказано, что заказы могут быть заключены только если верхняя планка стоимости вагона составит 1,2 млн руб., — поясняет собеседник „Ъ“. — Николай Малых присутствовал на совещании и согласился с этим».



Отраслевые аналитики считают, что в ближайшее время вряд ли стоит ждать новых заказов на подвижной состав. «Сейчас на рынке наблюдается избыток свободных вагонов, а в течение года их число только возрастет», — говорит глава аналитического департамента «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что причина проблем «Уралвагонзавода» — в неэффективности производства. Экcперт отмечает, что из-за кризиса цены на металлы и прокат упали на 30-50%, поэтому «говорить о высокой себестоимости сейчас просто неприлично».
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
26.06.2013 У каждого четвертого полувагона в России истек срок эксплуатации

УрБК, Москва, 26.06.2013. Согласно новому маркетинговому исследованию «Российский рынок грузовых вагонов. Текущая ...

08.08.2011 Президент ОАО «РДЖ» Владимир Якунин: Цены на грузовые вагоны в России завышены

УрБК, Екатеринбург,08.08.2011. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин считает сильно завышенными цены на грузовые вагоны и ...

22.10.2010 «Коммерсантъ», Сергей Антонов и Арсений Афанасьев: УВЗ рассаживает рабочих по вагонам

Из-за сложностей с получением гособоронзаказа на 2011 год, который до сих пор не сформирован, ОАО НПК «Уралвагонзавод» ...

21.05.2009 Министр промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин: Заказ на производство вагонов для РЖД на «Уралвагонзаводе» сформирован лишь на 20%

УрБК, Екатеринбург, 21.05.2009. «Ситуация на предприятии «Уралвагонзавод» сегодня аховая. Гособоронзаказ у него сегодня ...

16.04.2009 «Коммерсантъ», Сергей Антонов, Николай Яблонский, Наталья Гриб, и Алексей Екимовский: «Уралвагонзаводу» поддали газу»

Гендиректором завода станет выходец из «Газпрома» и «Итеры» Сегодня на заседании совета директоров крупнейшего ...